«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
Это очень трудное для понимания место. То, что предшествует ему, относится к суровому наказанию, которое царь в притче наложил на своего непрощающего слугу. Притча возникла из разговора между Иисусом и Петром. Иисус неоднократно внушал Своим ученикам необходимость прощения; они не должны были затаивать обиду, но свободно прощать тех, кто причинил им боль. “Да, но как часто?” - cпросил Пётр. "Семь раз?" - и, вероятно, подумал, что это предел разумного терпения. “Не семь раз, - сказал Иисус, - но семьдесят раз по семь" [Revised Standard Version (RSV)] (или в [New International Version (NIV)] "семьдесят семь раз"). Возможно, к тому времени, когда человек простит в семьдесят седьмой раз, прощение станет его второй натурой!
Некоторые комментаторы увидели здесь намёк на военную песнь Ламеха в Бытие 4:24. Ламех был потомком Каина, который, как это ни удивительно, был взят под покровительство Бога. “Если кто убьёт Каина, - сказал Бог, - возмездие будет ему семикратно” (RSV). Ламех похвастался в своей военной песне, что никто не может покушаться на него: “если за Каина отомстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят семь раз” (RSV) (или, возможно, “в семьдесят раз по семь”). Против семидесятикратной мести Иисус ставит в качестве цели для Своих последователей семидесятикратное прощение.
Евангелие - это послание прощения. Иначе и быть не могло, потому что это Евангелие от Бога, а Бог - прощающий Бог. “Кто Бог, как Ты, прощающий” - сказал один еврейский пророк (Михей 7:18). Я “знал”, - сказал другой (протестуя против склонности Бога прощать тех, кто, по его мнению, не заслуживал прощения), - что Ты Бог благой и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый” (Иона 4:2). Поэтому следует ожидать, что те, кто получает прощение
... Читать дальше »