Во всей Библии мы читаем о многих мужчинах и женщинах. О некоторых мы читаем много стихов или даже глав, а о других получаем лишь краткое упоминание в одном или двух стихах. Имена, слова и поступки каждого из этих людей были включены в общее повествование Священных Писаний, чтобы мы с вами, читая о них, могли каким-то образом применить их историю к нашей жизни. Другими словами, эти люди не только должны были стать частью истории, каждый из них должен был, по замыслу, целенаправленно взаимодействовать с нашим настоящим. Каждый человек, который был включён в Библию, был включён для того, чтобы сегодня мы могли чему-то научиться у них. Эта информация была разработана, чтобы помочь нам более точно соответствовать образу Бога.
Чтобы привести пример, мы рассмотрим часть жизни Иакова. Иаков для меня - один из самых значительных людей в Библии, потому что он был таким человечным. Другими словами, когда мы читаем о жизни Иакова, мы читаем столько же о его неудачах и слабостях, сколько и о его победах. Однажды я слышал, как учитель сказал: “Если вы не можете найти ответ на проблему в Псалмах или Притчах, прочтите об Иакове”. В жизни Иакова мы можем узнать почти о каждой части человеческого существования: жизни, смерти, семейной борьбе, финансовых проблемах и деловых вопросах. Всё, с чем вы сталкиваетесь, вы можете найти в жизни Иакова.
Имея это в виду, а также учитывая многочисленные разделения и разногласия вокруг нас, я подумал, что нам было бы полезно взглянуть на один урок, который мы могли бы извлечь из жизни Иакова и применить к нашей сегодняшней жизни.
Мы будем рассматривать книгу Бытия 29. Чтобы обеспечить небольшой контекст для того, где мы находимся в истории Иакова, это событие происходит после того, как Иаков уходит из дома своего отца, чтобы бежать от своего брата Исава, который хотел убить его, потому что он “украл” благословение первородства, и сразу после того, как Иакову приснилась лестница с земли на небо. Давайте читать, Бытие 29:1-2:
«И встал Иаков и пошёл в землю сынов востока. И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из того колодезя поили стада. Над устьем колодезя был большой камень».
Иаков приходит к колодцу и видит пастухов и три стада, собравшихся вокруг колодца, но они не поили своих овец. Это зрелище смутило Иакова, потому что пастухи обычно так себя не вели. Они собрали своих овец у колодца, но не поили их. Для такого постороннего человека, как Иаков, их действия выглядели бы так, будто пастухи зря теряют время, ленятся, не заботятся о своих овцах, которые хотят пить. Другими словами, по мнению Иакова, эти люди делали всё неправильно.
Вы когда-нибудь смотрели на группу людей и думали про себя, что они всё делают неправильно? Может быть, то, что они делали, было связано с верой, может быть, это была семья, может быть, это была политика, а может быть, что-то ещё.
Иаков был обеспокоен сложившейся ситуацией и решил что-то предпринять. Они ошибались, и Иаков знал это, и он собирался дать им это понять. Я знаю, что мы все чувствовали это. Итак, давайте посмотрим, как Иаков справился с ситуацией, и, возможно, мы сможем узнать что-то, что поможет нам, когда мы видим, что что-то делается неправильно.
Мы находим первое, что делает Иаков в Бытии 29:4:
«Иаков сказал им: братья мои! откуда вы? Они сказали: мы из Харрана».
Заметьте, что когда Иаков говорит с ними, он называет их братьями. Иаков начинает с отождествления себя с народом, говоря: “братья мои”. Затем он задаёт им вопрос: “откуда вы?” В конце концов, важно знать, откуда человек приходит, чтобы понять, почему он может делать то, что он делает.
Второе, что делает Иаков, - это задаёт ещё один вопрос, но он не задаёт его в форме вопроса, который мог бы показаться им вызовом. Он задаёт этот вопрос в форме утверждения, Бытие 29:7:
«И сказал Иаков: вот, дня ещё много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите».
Обратите внимание, что в заявлении Иакова задаётся вопрос: “почему вы не поите свои стада, чтобы они могли пастись?” - без прямого оспаривания их мотивов или намерений. Когда мы видим, что кто-то делает что-то, что мы считаем неправильным, спрашиваем ли мы таким образом, чтобы предрешить его мотивы и намерения как неправильные?
Третье, что делает Иаков, находится в Бытии 29:8. Это может быть одной из самых важных и, возможно, самой трудной частью этого урока. Иаков позволил им ответить на свой вопрос.
«Они сказали: не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодезя; тогда будем мы поить овец».
Когда мы спрашиваем кого-то о том, что, по нашему мнению, он делает неправильно, останавливаемся ли мы и слушаем его ответ? В конце концов, у них действительно может быть веская причина для своих действий. Помните, что веская причина может не быть библейски обоснованной или даже правильной. Но это поможет нам понять, почему они делают то, что они делают, чтобы мы могли перейти к шагу номер четыре в уроке, который мы читаем в Бытии 29:10:
«Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей».
Обратите внимание, что делает Иаков и чего он не делает. Иаков делает шаг вперёд, откатывает камень и поит стадо. Иаков не стал часами объяснять, что они могут передвигать камень сами, если захотят. Он не приводил много примеров других людей, которые двигали свои камни в прошлом. Он даже не сказал им, как он сам передвигал камни ... нет, Иаков просто подошёл и показал им, как один человек может двигать камень, не дожидаясь, пока все остальные доберутся туда.
Видите ли, мы можем либо сказать людям, как они должны жить успешно, либо показать им, как они могут жить успешно. Апостол Павел сказал это так во 2 Коринфянам 3:2,
«Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками».
Больше людей поверят слову нашего свидетельства, когда увидят действия нашего свидетельства. Другими словами, “иди своей дорогой", а не просто “говори свою речь”.
|