Я - пастор и поэтому меня постоянно спрашивают о наказании детей. Я не эксперт, и каждая семья уникальна, с разными родителями и разными детьми, но некоторым вещам я научился сам, а некоторые истины познал, наблюдая за другими. Кроме того, сегодня я осознаю, что именно я бы поменял в воспитании своих детей, будь у меня возможность снова стать молодым родителем.
К теме порки всегда есть особый интерес – правильно это или нет, верю ли я в это или нет. И хотя я считаю, что дисциплина - это личная тема для родителей, они решают на чём сойтись, всё же мне кажется, что есть некоторые полезные принципы, которым должны следовать все родители. Я, вероятно, менее склонен в этой области говорить о том, что я делал, и более склонен говорить о принципах, которые, на мой взгляд, более полезны.
Я подготовил свой основной общий план воспитания детей в предыдущем посте. Вы можете ознакомиться с ним ЗДЕСЬ. Поскольку я считаю, что наличие у вас плана воспитания и наставления детей по мере их взросления является крайне важным решением, поэтому я решил поделиться 10 принципами, которые, как мне видится, могут помочь справиться с дисциплинирующей частью вашего плана.
1. Сначала ставим цель. В Притчах 29:17 говорится: «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей». Вы должны понять причину, которая стоит за предметом наказания. Вы ведёте своих детей туда, куда им нужно идти. Тогда в этом дисциплинарном воздействии кроется большая ценность. Точно так же, как вы должны дисциплинировать себя, чтобы делать что-то полезное и ценное, так же и детей следует дисциплинировать, чтобы они смогли овладеть той жизненной деятельностью, в которую они вовлечены. Ваше воспитание должно основываться на здоровой дисциплине.
2. Никогда не наказывайте детей в гневе. Когда вы действуете в гневе, вы будете говорить то, что не имеете в виду, и делать то, что не должны делать. Такое воздействие, произведённое на детей в гневе, редко продуктивно и обычно несёт вред в долгосрочной перспективе.
3. Сначала дисциплинируйте себя. В то время, когда может потребоваться наказание, следуйте этому трёхступенчатому плану: Остановись / Подумай / Продолжай. Это потребует практики с вашей стороны, но имейте в виду, вы должны быть более зрелым. Такой подход также означает, что в самый ответственный момент вы станете меньше кричать и сможете принимать более продуманные решения в отношении дисциплинарного воздействия. Очевидно, что, когда дети находятся в младшем возрасте, вы должны принимать быстрые решения. Если ваш двухлетний ребенок собирается воткнуть палец в розетку, вы отреагируете очень быстро. Решения принимаемые в отношении наказания, становятся все более сложными по мере взросления ребенка, поэтому вам может потребоваться больше времени для соблюдения всех этих трёх шагов.
4. Будьте последовательны в вашем плане воспитания. В противном случае для ребенка это будет ровным счётом ничего не значить. Вы должны помочь детям узнать, как вы будете реагировать. Само наказание может быть не одинаковым, но ваше отношение к детям и ваша реакция всегда должны быть таковыми. Когда дети становятся старше, они будут постоянно проверять это.
5. Принцип предварительного обдумывания – прежде особенностей предварительного планирования. В своём воспитании вы должны преследовать цели, которые будут ориентированы на те ценности, характер ребёнка, которые вы желаете в нём взрастить. Но будьте осторожны с заявлениями о том, что вы будете делать, если ваш ребенок выкинет что-то этакое. Старайтесь не произносить такие вещи, как, например, «Мой сын никогда не будет носить длинные волосы. Если он только попытается, то я …». Вы можете пожалеть об этих словах когда-нибудь. По определению это должно быть так, но я всё же скажу об этом ещё раз: библейские принципы всегда лучше, и они должны стоять на первом месте.
6. Для каждого ребенка – своё воздействие. Вопрос вовсе не в том шлепать или не шлепать, а в том, какое воздействие для конкретного ребенка сработает положительно. Каждый ребенок уникален, и то, что работает для одного, вовсе не обязательно будет работать для другого. Чем больше вы индивидуализируете свой подход, тем успешнее будет работать ваш план.
7. Не издавайте указы, которые вы сами не желаете исполнять. Ваши дети очень быстро вас раскусят. Вероятно, лучше всего, вообще не высказывать угроз. Опять же, быть целеустремленным и ценностно-ориентированным. Угрозы обычно приносят больше вреда, чем пользы. Либо они загоняют вас в угол и вам придётся отвечать, либо, в зависимости от воли ребенка, побуждают его проверить серьёзность ваших угроз.
8. Используйте дисциплинарные методы, соответствующие возрасту детей. По мере взросления ребенка дисциплинарные подходы также должны развиваться вместе с детьми. Будьте осторожны - нельзя перебарщивать с незначительным инцидентом, и игнорировать крупное происшествие. Помните, что трёхлетнему ребёнку - три года. Дети учатся, и часто они так милы, когда совершают что-то впервые. Но если это проблема характера, например, ложь - относитесь к этому серьезно. (Обычно вам не нужно много делать, чтобы убедить трёхлетнего ребенка, что это серьезно.) Проблема становится намного серьезнее, когда 13-летний подросток все еще лжет родителям, особенно если его ранее, в трёхлетнем возрасте, например, никогда по этому поводу не наущали.
9. Наказывая ребенка, всегда ориентируйтесь на результат, а не на уровень своего комфорта. Необходимость наказания по своему определению не является приятным моментом, но это будет иметь положительное воздействие, если все сделано правильно. В Послании к Евреям 12:11 говорится: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.». Многие родители отказываются от наказания во имя любви. Все родители любят своих детей. И наказывать тех, кого мы любим, даже когда это необходимо, очень трудно. Не дисциплинируйте так, как вам удобно, дисциплинируйте так, чтобы это способствовало взрослению вашего ребенка.
10. Наказание никогда не должно показывать ребенку, что его или её не любят. На самом деле, если все делается правильно, наказание должно укреплять любовь родителей к ребенку (Послание к Евреям 12: 7-10). Это особенно верно, когда дети становятся старше. Они должны быть в состоянии оглянуться назад и увидеть вот что: хотя вы, возможно, не всё делали правильно, но наказывали вы всегда в любви; вы всегда заботились об их интересах, даже в ущерб своим собственным.
Дисциплинарная часть воспитания детей самая трудная, и мы все совершаем ошибки. Помните об этой мысли: мы воспитываем наших детей, чтобы в конечном итоге они стали взрослыми. Всегда имейте ввиду конечную цель.
Какие черты характера, ценности и нрав мы хотим, чтобы имели наши дети, когда они вырастут? Эта мысль помогала мне много раз при принятии решения о том, какое применить наказание, и, конечно, осознавать серьёзность наказания как части необходимого дисциплинарного воздействия.
Рон Эдмондсон - ведущий пастор баптистской церкви Иммануила в Лексингтоне, штат Кентукки. Для ознакомления с оригинальной версией статьи, посетите ronedmondson.com.
|