MICHAEL BROWN
Многие христиане читают Коран (или, по крайней мере, выбирают цитаты из Корана) с неким отвращением. «Бог Корана кровожаден и жесток!», - восклицают они. А многие нехристиане читают Библию с тем же презрением, приходя к тем же выводам о Боге Библии, особенно о Боге Ветхого Завета. Есть ли оправдание их выводам? И как получается так, что христиане могут читать одну и ту же книгу и видеть ее так по-разному?
Критики указывают на такие вещи в Ветхом Завете:
Бог уничтожает весь мир, спасает только восемь человек от потопа.
Бог испытывает Авраама, сказав ему принести в жертву сына Исаака.
Бог дал израильтянам закон, в котором говорилось, что они могут покупать рабов у других народов.
Бог дал израильтянам закон, согласно которому мужчина, изнасиловавший женщину, должен был жениться на ней и никогда не разводиться с ней.
Моисей говорит израильтянам, что они должны убить каждого мужчину, женщину и ребенка из хананеев
Моисей однажды разрешил израильтянам пощадить всех девственных женщин для себя, но убить всех остальных.
Псалмопевец говорит, что те, кто разбивают младенцев Вавилона о камни, будут по-настоящему счастливы.
В Новом Завете, среди прочих вопросов, критики выдвигают возражения против частых разговоров о суде над адским огнем наряду с концепцией, что Иисус - единственный путь к Богу.
Как же тогда христиане могут так высоко ценить такую книгу? Как они могут найти в этом воплощение любви, сострадания, добра, справедливости, освобождения и истины?
А всё потому, что они понимают Бога через крест, то есть понимают, что: 1) мы все грешим и заслуживаем Божьего суда; 2) вместо того, чтобы осудить нас за наши грехи, Бог осудил Своего собственного Сына - умереть вместо нас; 3) когда мы верим в Иисуса Христа Бог прощает и принимает нас в Свою семью.
Для верующих это самое невероятное, даже можно сказать, запредельное выражение божественной любви. И так как мы знаем, до какой степени наш Небесный Отец замечателен и насколько сильно он нас любит, мы читаем и воспринимаем всю Библию целиком именно в этом свете.
Но дело не только в этом, мы находим в Библии отрывки, которые имеют самые высокую, самую возвышенную этическую ценность.
Здесь мы находим Десять Заповедей - самые замечательные стандарты жизни.
Мы находим впечатляющие речи пророков о справедливости, самые сильные слова, которые, когда – либо были сказаны.
Мы находим такие глубоко духовные и излучающие благость, благодать и любовь Бога псалмы, как Псалом 22 или 102.
Здесь мы читаем такие книги, как «Иов», необычайно блестящее произведение, посвященное сложному вопросу страдания.
Мы находим вечную и современную мудрость в Притчах, великую экзистенциальную борьбу в Екклесиасте и прекрасные любовные стихи в Песне Соломона.
Отсюда мы выносим моральные уроки Ветхого Завета, достаточно ясные, глубокие и актуальные.
Что касается Нового Завета, то в мире литературы мы не находим ничего более высокого, чем Нагорная проповедь, притчи Иисуса или описание любви Павлом в 1-ом послании Коринфянам 13.
И мы не заостряем внимание на аде, напротив мы придаём особое значение тем невероятным усилиям Бога, направленным на спасение нас от ада, которого мы вполне заслуживаем.
Именно читая Библию в таком свете, мы понимаем, что, когда речь идет о рабстве, именно Библия привела к прекращению рабства в большей части западного мира.
И когда дело доходит до положения женщин, христианство на протяжении всей истории освобождает женщин духовно и социально.
Мы также понимаем, что культура древнего Израиля сильно отличалась от нашей современной культуры. Законы, подобные закону об изнасиловании, на самом деле защищали женщину и наказывали мужчину, а не наоборот. (Подобные законы существуют в некоторых частях мира и по сей день, когда женщина, которая была изнасилована, считается неприкасаемой, вследствие этого предусмотрена расплата - мужчина, изнасиловавший женщину должен жениться и заботиться о ней.)
И мы понимаем, что слова, которыми описал себя Яхве, Бог Ветхого Завета (и Нового), не нуждаются в оправдании или защите:
«И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.» (Исход 34:6-7).
Эти слова Михея, также из Ветхого Завета, отзываются в нас и дают по-настоящему яркое представление о Боге: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать.» (Михей 7:18). Вот кто Он.
Именно Михей также сказал: «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.» (Михей 6: 8).
И нам часто напоминают об этих словах Иисуса, которые впоследствии повторили Павел и Петр: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.» (Мф. 5: 43-45; слова Павла см. К Римлянам 12: 14-21; Петра см. 1 Пет. 2: 21-25).
Конечно, многие ученые обращались к тому, что в Библии часто называют «трудными отрывками», и они могут помочь ответить на многие ваши самые насущные вопросы, включая некоторые, которые я поднял в этой самой статье (примеры см. здесь, здесь и здесь).
Но если вы никогда не читали Библию для себя, самостоятельно и без внешнего давления, я настоятельно рекомендую вам сделать это. Вы откроете для себя Бога, который сочетает в себе совершенную святость с совершенной любовью. Вы откроете для себя Бога, который полностью явлен в Иисусе.
Это может просто изменить вашу жизнь. Навсегда.
|