И послал тебя Господь в путь, сказав: "иди и предай заклятию нечестивых Амаликитян и воюй против них, доколе не уничтожишь их".
Главным возражением на точку зрения, что Бог Ветхого Завета – это Бог любви и милости, является это повеление истребить всех мужчин, женщин и детей, принадлежащих к семи или восьми хананейским народам. Как Бог одобрил полное уничтожение, геноцид всей группы людей?
Попытки смягчить это повеление или уменьшить его суровую реальность проваливаются от начала. Божье указание слишком ясное, и множество текстов говорят о предание всего населения уничтожению: Исход 23:32-33; 34:11-16, Второзаконие 7:1-5; 20:16-18.
В большинстве этих ситуаций присутствует уничтожительная ветхозаветная концепция, известная как h\erem. Она означает «заклятие», когда что-то находится под «запретом» или «тем, что было посвящено уничтожению». Ключевой идеей этого термина было «отделение»; однако эта ситуация была не позитивной концепцией посвящения в которой кто-то или что-то было отделено для служения и славы Божьей. Это была противоположная сторона той же монеты: отделение для уничтожения.
Бог посвятил эти вещи или людей к уничтожению, потому что они активно и постоянно сопротивлялись или противостояли Его действию в течение долгого периода времени. Это «посвящение к уничтожению» не часто использовалось в Ветхом Завете. Оно было предназначено для трофеев южного Ханаана (Числа 21:2-3), Иерихона (И. Навин 6:23), Гайя (И. Навин 8:26), Македа (И. Навин 10:28) и Асора (И. Навин 11:11).
В самом удивительном предсказании Аврааму было сказано, что его потомки будут изгнаны и угнетаемы в течение четыреста лет (приблизительно 430 лет) прежде чем Бог выведёт их из той страны. Причина для столь долгой задержки, как объясняет Бытие 15:13-16, была в том, что «мера беззаконий Аморреев [хананеев] доселе ещё не наполнилась». Таким образом Бог ждал несколько столетий, пока аморреи и другие группы хананеев медленно не наполнят свою меру осуждения через своё греховное поведение. Бог никогда не действовал безудержно против них; Его благодать и милость ожидала, не покаются ли они и не отвернутся ли от своего безрассудного падения к саморазрушению.
Не то, чтобы завоёвывающие израильтяне были без греха. Второзаконие 9:5 проясняет относительно израильтян: «не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего».
Эти народы были отрезаны, чтобы предохранить от развращения Израиль и оставшийся мир (Второзаконие 20:16-18). Когда нация начинает сжигать детей в дар богам (Левит 18:21) и практиковать содомию, развращённость и всякого рода омерзительные пороки (Левит 18:25, 27-30), день Божьей благодати и милости начнём истощаться.
Также как хирург не сомневается в ампутации гангренозной конечности, даже если придётся отрезать какие-то здоровые части, так и Бог должен сделать то же самое. Это не делание зла ради добра; это удаление рака, который может заразить всё общество и со временем уничтожить оставшееся хорошее.
Бог мог использовать эпидемию, ураганы, голод, болезни или что-то ещё, что хотел. В этом случае Он выбрал использовать Израиль, чтобы проявить Свою силу, но обвинение в жестокости по отношению к Богу в данном случае не более заслужено, чем в общем порядке вещей в мире, где происходят все те же самые бедствия.
В преодпопределённых событиях жизни подразумевается, что отдельные личности участвуют в жизни своей семьи и страны. В результате мы как личности участвуем в наказание как наших семей, так и страны. Естественно это вовлекает некоторых так называемых невинных людей; однако даже этот аргумент вовлекает нас в претензию на всеведение, которым мы не обладаем. Если бы женщины и дети были пощажены в этих нечестивых ханаанских народах, как долго бы прошло, прежде чем свежее потомство взрослых не уподобились своим языческим предкам?
Почему же Бог был так против амаликитян? Когда израильтяне шли по пустыне в Ханаан, амаликитяне подстерегали слабых, больных старых в конце каравана и жестоко их убивали. Моисей огласил: «Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта: как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога» (Второзаконие 25:17-18).
Некоторые комментаторы отмечают, что амаликитяне не просто грабили и противодействовали тем, кто захватил их территорию; они нападали на Божий избранный народ, чтобы опорочит живого Бога. Непреклонная враждебность амаликитян видна во всём Ветхом Завете, включая самую жестокую бойню из всех в провозглашении Аманом убийства всех евреев по всей Персидской империи (Есфирь 3:8-11). Многие считают, что Аман был амаликитянином. Его поступки показывают, что этот народ глубоко ненавидел Бога, проявляя это по отношению к народу, через которого Бог избрал благословить весь мир.
В Числах 25:16-18 и 31:1-18 Израилю было сказано вести войну на уничтожение всех мадианитян, за исключением девочек, потому что мадианитяне ввели их в идолопоклонство и разврат. Это не был контакт с иностранцами как таковыми, но угроза отношениям израильтян с Богом. Божье повеление, поэтому, было разрушить силу мадианитян убийством всех мальчиков, а также женщин, спавших с мужчинами и которые ещё могли быть матерями.
Тексты Второзаконие 2:34; 3:6; 7:1-2 и Псалом 105:34 являются другими примерами принципа h\erem, посвящение жителей ханаана полному уничтожению как невольная жертва Богу.
См. также примечания к Числа 25:7-13; 4 Царств 6:21-23.