Одну из вещей которые можно заметить сегодня, это то что темп в созидании церкви постоянно растет. На что раньше нужны были годы сегодня церковь проходит намного быстрее. Но такое возрастание темпа не может происходить бесконечно в том направлении которым она движется. Современный путь церкви довольно узок, не из за высокого уровня праведности, скорее из за ограниченного виденья. Необходим переход на уровень который расширит ее путь с Господом, расширит горизонты в видении истины, где будут сняты рамки сдерживающие ее теперь. Не все рамки являться неправильными, необходимость в некоторых из них продиктована писанием. Есть и те которые существуют скорее как традиция или по другим причинам, которые должны быть сняты как только мы получили более чистое и более совершенное виденье истины.
Такой переход уже происходил в церковной истории раньше, только при других обстоятельствах. Она испытывала многовековой застой и можно сказать достигла дна в отпадении от благодати и истины, и нуждалась в восстановлении. Господь использовал целый ряд выдающихся верующих сумевших ее пробудить от глубокого сна и принести отрезвление. В последствии такой переход и связанные с ним перемены стали называть реформацией.
Если попытаться отследить в истории динамику перемен приносимых реформацией широкомасштабно начавшейся в 16 веке, то скорей всего церковь сошла с ее пути приблизительно в середине семнадцатого века и это ознаменовалось подписанием Вестфальского мира. Основными достижением этого документа стало то что государственная политика не будет руководствоваться в решении государственных вопросов религиозными мотивами. На самом же деле это было одним из основных достижение реформации, то что в странах начался процесс отделения государственных структур от церкви. И хотя это было только начало отделения и он происходил не везде в одинаковой степени и тем нем менее это заложило основание для будущей свободы вероисповедания и других новшеств.
Позднее изменения на уровне реформ происходили в церкви. Их можно отнести к временам мощного излияния Духа во времена великого пробуждения, а также времена которые назвали первой и второй волной, пятидесятнического и потом харизматического движения, изменившие церковь на глобальном уровне. По некоторым данным сегодня в мире около 500 миллионов верующих из разных духовных течений так или иначе связанных с этими движениями. Хотя в церкви было не мало других движений восстанавливающих те или иные истины, но она долго не оставалась на пути преобразований и сходила с него.
Сегодня церковь находящаяся в России, в Украине, и в других станах бывшего союза приближается к пробуждению которое было обещано многократно на протяжении многих лет, через различные пророческие служения. В одном из пророческих переживаний оно было показано мне в виде большой волны которая приближается подобно цунами. Самая опасная часть цунами это не верхний, видимый гребень, а нижняя её часть которая во время движения волны в открытом океане остается невидимой. По мере того как она приближается к берегу нижняя часть подымается и становится все более очевидной. Реформации усиленная Духом пробуждения долгое время оставалась вне поля зрения церкви и от этого сегодня она наименьше подготовлена к этому событию. По мере приближения пробуждения нужда в реформации и необходимость перемен приносимых на более глубоком уровне будут становится все более очевидными.
Часть церкви сегодня с ностальгией и романтизмом вспоминают времена реформаций в Европе. Мало кто осознает, что это были не только времена очищения через открывающейся истину, но и трудным периодом противостояний возникавших из за приносимых перемен. Изменения это всегда трудно, и чем большее они затрагивают тем труднее будет их принять. Если мы хотим стать теми кто соответствует Божьей воле для этого времени, нам придется сделать это, принять перемены приходящие от Его Духа и несущие истину. Трудности могут возникнуть также у тех кто принимает истину по которой они не жили раньше из за недостатка времени и опыта по её применению, но это хороший вид трудностей который приводит к смирению и к большей зависимости от Господа, а смиренным дается благодать. Давайте не забывать что Его бремя всегда легкое потому что приходит с благодатью и тем что нам понадобится чтобы его нести.
Так или иначе противостояний не избежать, но их количество и градус можно начать понижать уже сегодня, вкладывая в возрастание знаний своего Господа и посылаемой Им истины. И тогда когда придут перемены мы будет в состоянии узнать их, что они от Него и нам легче будет принять их, даже если они будут свидетельствовать не в нашу пользу.
Приближающиеся перемены.
Уже сегодня мы можем предвидеть сферы на которые будут направлены грядущие перемены обратив внимание на самые болезненные вопросы существующие сегодня в теле Христовом. Это проблемы связанные с единством, с восстановлением корня, еврейской составляющей церкви и его связью с остальной частью, с ограниченным видением христианского наследия, с сферой пожертвований. Есть еще несколько больших проблем которые также остро нуждаются в переменах и они придут.
Прежде всего нам необходимо понять что перемены даются не ради самих перемен, они предназначены привести нас на новый уровень близости и чистоты в хождении с Богом. Удалить преграды невежества или отсутствия духовных знаний сдерживающие Его людей от возрастания в наследии.
Уровень влияния в христианстве и в том числе перемен связанных с ним зависит от уровня связи с Христом. Чем выше качество этой связи тем выше влияние и тем легче будет принять перемены приходящие от Него, потому что приближающиеся к Нему возрастает в способности узнавать Его по Духу. Некоторые в попытках оказать влияние делают ставку на СМИ, на качественный маркетинг, на громкие проекты. Все это может работать и соответствует современности, но влияние от этого на вечность будет зависеть от связей с Ним и сохранения праведности. Даже если благодатью придут большие перемены, а мы сами не соответствуем уровню влияния по характеру Христову, то оставленный плод со временем будет увядать.
Связь с Ним это знание Его, какой Он есть на самом деле, а не то каким его рисует наше человеческое представление. Со временем если мы движемся в правильном направлении оно должно возрастать. Это также знание Его слова, умение сохранять его чистым от искажений и умение пользоваться им. Это знание Его голоса. Это также связь с Его народом, без этой связи у нас некогда не будет полноты связи с Ним.
То что сегодня называется реформаторским чаще всего означает движения или церкви стремящиеся к обновленному взгляду на христианство и на истину, или больше чем другие открытые к принятию свежих идей. Однажды я слышал историю как на одном собрании пастырей один из них рассказывал о своих успехах, как многие обращаются ко Христу и как церковь растет. Другие пастыри спросили, что он делает для этого. Когда он перечислил , то оказалось что некоторые из них делают все тоже самое, только у них это не работает на таком уровне как у этого пастыря. И они пришли выводу что ему была дана благодать. Чтобы принести реформацию одного желания или свежих идей не достаточно даже если они правильные, необходима благодать и также союз со Христом.
Одно из подлинных реформаторских движений в его классическом понимании которое я встретил, это реформатская православная церковь Христа Спасителя с её епископом Сергеем Журавлевым. Это служение стало подобно мосту между православной церковью и остальной частью, сохраняя и тех и других от более глубокого разрыва. Возможно сегодня есть и другие подобные служения о которых мне не известно. Говоря о классическом понимании я имею виду реформацию такой какой она проистекала от времени Яна Гуса и в дальнейшем, восстанавливающей и очищающем истину. Истина являться строительным материалом сердец в котором мы нуждаемся, там где у нас нет ее понимания или принятия она не работает, она теряет свою способность приносить свободу.
Первая церковь.
Если мы говорим о реформации как о преобразовательных процессах в целом, то лучшим примером из которого можно черпать знания будет время первого века. Перемены происходящие тогда были более фундаментальными и глобальными, на столько что они до сих пор продолжают оказывать влияние на всех нас. Они начались с приходом Мессии и закончились приблизительно со смертью апостола Иоанна, возможно церковь двигалась по этому пути еще некоторое время по инерции, но потом сошла. Так или иначе вся церковь была участницей преобразований, но их основными источниками были лишь апостолы.
Нам предстоит выйти на уровень реформации первой церкви, когда истина не только восстанавливалась, но и постоянно расширялись ее пределы, потому что пределы царства постоянно росли. Один из примеров такого возрастания откровение о всеоружии Божьем. В более раннем послании к Фессаолоникийцам апостол упоминает лишь две части всеоружия, через несколько лет в послании Ефесянам дается более полный перечень принадлежащей верующим экипировки. Откровение благой вести в первом веке постоянно развивалось. Это не было откровение новой благой вести, а построенное на основании Иисуса Христа и Его евангелия, то что апостолы нашли живя с Ним по Его учению.
Все это время мы были в роли догоняющих первую церковь восстанавливая лишь части которые были достигнуты ей. Чтобы выйти на ее беговую дорожку, начать участие в забеге на том же уровне, нам понадобится вернутся, восстановить их стартовую линию единства которая в свое время получила расширение в угодной Богу связи между верующими евреями и верующими из других народов. Это придет и со временем будет увеличиваться в своих масштабах.
Хотя мы еще далеки от уровня первой церкви и тем не менее я думаю что настоящее единство постоянно растет, за счет тех кто выбирает любить Господа и Его народ, кто применяют свою власть не для разрушения, а для созидания и ходатайства. Кто отрыт для других частей тела Христова. Кто любит истину во всех её проявлениях (учение, наставление, пророчество, утешение, исправление, обличение) и не идет на компромисс с ересью и заблуждением.
Истинное единство зависит не от человеческих союзов мотивированных энтузиазмом или чем то другим. Оно зависит от нескольких вещей одна из которых праведность. Праведность заключается в готовности признавать то что мы распознали как пришедшее от Него, в готовности принимать то что мы распознали как более чистое и более совершенное.
Черта которую нельзя пересекать.
Чтобы продолжить строить здание построенное в первом веке на том же основании Иисуса Христа нам нужно учесть правила по которым строились нижние этажи построенные апостолами. Чтобы верхние этажи здания соответствовали нижним. Правила которые позволили им не разорить Божье наследие, старое и новое, а созидать и приумножать его согласно Божьей воле. Одно из ключевых решений церкви первого века оказавшее влияние на все ее последующее учение находится в деяниях:
Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, написав и вручив им следующее: Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.
Поскольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.
Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы;.(Деян.15:22-29)
Это решение проложило черту отличий между верующими евреями и верующими из других народов, заключавшуюся в том что верующие евреи продолжали соблюдать вверенное им от Бога ранее древнее наследие, верующие из других народов были освобождены от этого бремени. Сегодня мы также призваны учитывать эту черту. Пересекая её мы на самом деле начинаем отступать от благодати с которой строили апостолы, потому что вступаем в противоречие с их решением утвержденным Духом Святым и писанием.
Сегодня в церкви несколько другое положение вещей. В отличии от первого века евреи не занимают того положения которое они имели раньше от чего страдает вся церковь. Есть полнота Божьего плана относящаяся к верующим евреям и к верующим из других народов, без какой то одной составляющей этот план не будет работать, следовательно мы все будем страдать от потерь, до тех пор пока это не будет восстановлено. Он начинает работать не тогда когда мы формально все расставим по своим местам, а когда и те и другие в полной мере будут соединяться со Христом и в Нем унаследуют принадлежащее им от Бога. Лишь в подлинном восстановлении союза с Ним и те и другие смогут достойно занять предназначенное им от Бога место. Когда обращенные евреи займут свое место корня и природных ветвей, в церкви высвободится свет в учении который ранее был недоступен и сила для сокрушения некоторых самых мощных твердынь удерживающих её многие века.
Сегодня некоторые, когда речь заходит о евреях и их положении в церкви, начинают обращать внимание на истины нового завета говорящие что во Христе Иисусе это не имеет никакого значения. Но на самом деле такой искаженный подход нивелируют ряд других истин которые относятся к определенным группам людей: мужьям и женам, детям и родителям, использовать этот аргумент в этом случае было бы просто абсурдно. Тоже самое относится к истинам о положении Иудеев и в целом Израильского народа. Есть вещи адресованные им, есть вещи адресованные другим верующим, данные с учетом отличий, особенностей даров и призваний.
Безусловно, как пишет апостол в нескольких местах, во Христе Иисусе нечего не значит обрезание, ни не обрезание, не мужской пол не женский и т. д. Но в этом случае речь не идет стирании всяких границ, а о взгляде на истинное положение вещей под определенным углом, чтобы освободить одних верующих от попыток возыметь какое либо превосходство по плоти, других освободить от самоуничижения из за существующих отличий.
Большинство истин нового завета относится ко всем и не имеют четкого адреса и даже если он упоминается, то по смыслу он не несет с собой ограничений в применении.
Все Писание боговдохновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,(2Тим.3:16)
В некоторых случаях адрес истины вносит ограничения по её применению когда например упоминается мужья и жены, дети и родители, дары, призвания, но тем не мене они оставлены для всех. Чтобы видя отличия друг друга дарованные от Бога мы могли учитывать эти особенности. Это сделает наш общий труд более слаженным и сохранит от ненужных потерь.
Новое и старое наследие.
Одна из задач апостолов первого века была передать новое учение Спасителя. Другой задачей было раскрыть древние наследие Израильского народа, увидеть его с новой перспективы, перспективы Христа. Произошедшее на кресте и в воскресении навсегда перевело человечество на новый уровень доступа к Богу и хождения с Ним, следовательно и изменился доступ к духовному наследию.
Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,и проповеданному быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.(Лук.24:45-47)
Ученики Господа знали писания, они были воспитаны в среде где этому учили с детства , теперь они получили возможность иметь обновленный взгляд на то что имели. Обновление в видении и в понимании истины это одно из последствий нашего внутреннего изменения, когда изменяемся от Его Духа. Мы начинаем видеть то что раньше не видели в Его слове. возвращаясь к уже познанным истинам мы начинаем видеть их с новой глубиной.
Если посмотреть на реформацию то после того как церковь становилась на ее путь, ее учение начинало обновляться, появлялась возможность увидеть большее. Это происходило потому что она начинала ходить в тех истинах в которых не ходила ранее и они своим светом прогоняли тьму в тех сферах к которым относились. Однако этот процесс обновления может происходить постоянно лишь при условии что нашей исходной координатой всегда остается личность Иисуса Христа, приближение и познание Его. Когда нашей главной координатой становится учение или определенный взгляд на истину, тогда мы сможем черпать из этих источников лишь до времени потому что они ограничены, хождение в истине зависит от живой связи с Ним.
Еще одной задачей апостолов было сохранить учение Спасителя и оставленное Им в полном виде, без искажений и потерь. А также не растерять старое дарованное от Бога. В писании Господь назван Сыном Божьим, одна из особенностей Сына это то что Он не разоряет имение Отца, потому что это имение также принадлежит Ему и является наследством. Те кто следует за Ним, сыновья и дочери также будут подражать этому. Господь не когда не отменял дарованное Израильскому народу. Несмотря на то что мы получили новый доступ в писании нет не одного места которое говорило бы о том что Бог отменил что либо данное ранее. Это также относится и к новому завету. Он не человек чтобы отказываться от Своих слов.
Новый завет не отменяет ветхий. Многое или почти все дарованное Богом по новому завету и само евангелие основывается на исполнение сказанного древним и если это убрать, то на самом деле мы выбиваем опору из под нового и тем самым разрушаем его (1Кор.15:1-4).
Новый завет нельзя смешивать с ветхим. Мы живем в новом времени, когда условия спасения и хождения с Богом изменились. (Кол.2:14)Положение данного через Моисея и через других во времена до Христа также изменилось, оно уже не выполняет ту роль которая была возложена на него ранее. Послания апостолов раскрывают это под разными углами зрения. Мы смотрим на ветхий завет, на происходящее в нем исходя из новой перспективы, перспективы Христа, Его распятия и победы в воскресении. Как новым так и старым необходимо учится пользоваться согласно доступной нам благодати, тогда эта будет истина которая принесет назидание.
Резюме
Один из вопросов который может возникнуть зачем нам нужно обращать внимание на такие события в истории как реформация. Прежде всего чтобы понимать к чему нам готовится. Это один из способов работы Господа со Своим народам, прежде чем принести значительные перемены Он предупреждал о них, тогда приходящие перемены не заставали их врасплох. Наше сердце слабо восприимчиво к переменам поэтому Он предупреждает об этому заранее чтобы подготовившись мы облегчили себе задачу.
В дальнейшем я надеюсь мне удастся уделить внимание другим аспектам грядущей реформации. По моим оценкам данный материал получился слишком объемным чем планировалось в начале и поэтому я решил не утяжелять его еще больше. Так же вы можете ознакомится с дополненной версией прошлого номера. Через некоторое время после его выхода Господь даровал мне завершительную часть пророческого переживания которое было представленного в нём. С миром Божьим.