Раввин Eric Tokajer
Один приятель однажды прислал мне видео на YouTube с художником. Человек стоит перед толпой рядом с большим полотном, и когда он говорит, он наносит цветные мазки на полотно. Он продолжает рассказывать свою историю и при этом продолжает накладывать всё больше мазков. Для слушателей эта история кажется значимой и эмоциональной, при это кажется, что на изображение на полотне не соответствует рассказу и является полной абстракцией. История продолжается, как и его художество, пока, наконец, художник не закончил последнюю фразу своей истории, добавил последней мазок кистью и внезапно перевернул картину сверху вниз. Затаив дыхание от благодарности и понимания, аудитория тот час увидела картину, которая не только была связана с рассказанной историей, но и добавляла ей красоту, откровение и глубину.
Для многих людей чтение Библии похоже на подобный процесс этой работы художника. Зачастую, когда мы читаем Писания, слова не выстраиваются в линию с тем, что мы видим перед своими глазами. Мы, как те люди перед художником, имеем трудности увидеть красоту некоторых мест Торы, потому что она кажется нам абстрактной работой с цветами и текстурой, которые, похоже, не сочетаются с историей, которую мы читаем.
Проблема не в художнике и даже не в картине. Каждый цвет и мазок, которые Бог наложил и продолжает накладывать на холст истории, находится в точности на своём месте. Проблема в том, что люди перевернули вниз головой и наша точка зрения не позволяет нам увидеть картину с правильной перспективы.
По этой причине многие верующие находят первые пять книг Библии, «Тору», безжизненной и скучной, и даже хотя это на самом деле прекрасная картина истории Божьей любви ко всему человечеству. Моя надежда, что по мере вашего чтения этой статьи, по крайней мере, часть картины Торы развернётся и займёт правильное положение перед вами. Если это произойдёт, и ваша перспектива и точка зрения начнёт изменяться со временем, вся Тора и вся Библия станет понятной. Вы не только услышите Бога, как Он говорит в ваше сердце, но вы увидите картину, которую Он написал каждым мазком кисти, как художники древности писали их с силой, помазанием и направлением Его Духа.
Тора – это история мира от начала до конца, и эта история пересказывается вновь и вновь, по странице зараз. Каждое записанное слово добавляет больше цвета к картине, и каждая записанная фраза даёт больше глубины и контраста, чтобы помочь нам увидеть полноту истории. Чтобы положить основание тому, что я говорю, давайте просто посмотрим на первые слова каждой из пяти книг Торы.
Книга Бытия начинается с такими словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1). Итак, Бытие начинается со знакомства с Богом. Книга Исход начинается с такими словами: «Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом, вошли каждый с домом своим» (Исход 1:1). Исход начинается со слова «вот», соединяя нас с книгой Бытия, которая познакомила нас с Богом. Исход же знакомит нас с детьми Израиля, который находятся в рабстве, потому что они вошли в Египет. Книга Левит опять начинается с такими словами: «И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря» (Левит 1:1). «И» соединяет Левит с Исходом и Бытием, как картину, которая продолжает писаться. В Левитам Бог зовёт Моисея изнутри скинии собрания, в то время как Моисей находится снаружи скинии собрания. Нас знакомят с Богом, который приглашает Свой народ в Свой дом.
В этот момент мы были представлены Богу. Мы были представлены Его народу в рабстве в Египте. Мы были представлены Богу, зовущему человека. Книга Числа также начинается с «и»: «И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря» (Числа 1:1). Это «и» в Числах соединяет книгу Чисел с книгой Левит. В Левитах нам представлен Моисей как тот, кто уже вошел в Божий дом.
Итак, в Бытие нам представлен Бог. В Исходе нам представлен Божий народ в проблеме/рабстве. В Левитам нам представлен Бог, который приглашает Свой народ в Свой дом. В Числах нам представлен Бог, который приветствует Свой народ в Своём доме.
Книга Второзакония начинается с такими словами: «Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне на равнине против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом» (Второзаконие 1:1). Второзаконие, как Бытие, не начинается со слова «и», потому что оно является концом истории, переданной в Торе. «И что это за история?» вы можете спросить. Та же самая история с каждым словом и каждым мазком картины: Евангелие.
Бытие говорит нам о Боге. Исход говорит нам о рабстве. Левитам говорит нам, что Бог хочет, чтобы мы обитали с Ним. Числа говорят нам, как нам обитать с Ним. Второзаконие говорит нам рассказывать другим о Бытие до Чисел, чтобы иметь участие в самом Второзаконии. Как вы понимаете, Тора – это не скопище повелений и бремён, которых тяжело нести. Тора – это наша история, ваша и моя. Каждое слово – это мазок цвета, который вновь и вновь приглашает нас к Богу. И когда мы смотрим на это с правильной перспективы, мы будем впечатлены красотой и сложностью Благой Вести в каждом слове и фразе о том, что Бог любит нас так сильно, что хочет провести вечность с нами.
|