«Когда б страдал лишь я - с единством разобщенный... Но каждый зверь, на жизнь безвинно осужденный, Все существа, приняв законы бытия, Безрадостно живут и встретят смерть, как я. Вот ястреб, распростерт над жертвой помертвелой, Справляет, весь в крови, свой пир освирепелый: Все благо для него; но вскоре, в свой черед, На ястреба орел свергается с высот. Орла разит свинец - оружье человека; А человек, в полях, где правит Марс от века, Среди груды мертвецов, пронзен, повергнут ниц, Становится, увы, добычей хищных птиц. Так стонут и скорбят все члены мирозданья; Друг друга все гнетут, родившись для страданья»
Вольтер. (В вышеприведенной цитате Вольтер показывает господство Духовной смерти над всеми созданиями).
Глава третья Господство смерти
Библия - книга, полная тайн и загадок, но только до тех пор, пока в наших руках не оказывается ключ к ее пониманию, и тогда она из загадки превращается в послание.
Имеются два слова-ключа, открывающие Библию, два слова, которые находятся в одной связке ключей. И эти слова - Жизнь и Смерть. Правильное понимание Божьего послания возможно лишь при абсолютном понимании значения этих двух могущественных слов.
Грех, как мы его понимаем сегодня, не является причиной для Искупления грехов, это лишь один из результатов первопричины, и до тех пока не поймем эту первопричину, невозможно будет осознать ни состояние человека, ни предоставление Богом плана искупления грехов человека.
Смерть окружена ореолом тайны на протяжении всей истории человечества. Наука в присутствии смерти замолкает, не пытаясь даже объяснить ее.
Философия ударяется в поэтику при встрече с этим порождающим страх врагом человечества. Теология в попытках объяснить ее оперирует только общими понятиями.
Этот кровожадный враг начал заниматься своим жутким делом еще у колыбели человечества и преследует последнее на протяжении столетий.
Смерть не является частью Мироздания или частью изначального плана Бога. Она всегда была врагом человечества.
Человек – это дух
До того как мы проанализируем природу смерти, необходимо взглянуть на мгновение на природу человека.
Человек является духовным созданием, имеющим душу и тело.
Душа и тело человека являются составляющими его личности. Над этой душой и находится он сам, дух. Вот где настоящий человек.
Дух управляет душой, а она, в свою очередь, физическим телом. Человек и его душа живут в теле.
В момент смерти человек и его душа покидают тело и возвращаются домой. Безусловно, нам очень сложно представить, что человек является духом, а не физическим существом.
Апостол Павел, обращаясь к Фессалоникийцам, говорит: «И пусть Сам Бог, источник мира, сделает вас святыми, беззаветно преданными Ему, и пусть всё в вас - и дух, и душа, и тело - будет безупречно, когда придёт Господь наш Иисус Христос» Реальные властные силы нашего мира духовны. Бог - это дух. Человек – это дух Сатана – это дух.
Виды смерти
В Священном Писании упомянуты несколько видов смерти, но нас интересуют только три из них: духовная, физическая и вечная ( которая называется также «второй смертью»).
Настоящая смерть - это смерть, которая отнимает наш дух, а не тело. Физическая смерть – это всего лишь проявление своей родительницы
«Вторая смерть» - это крайняя точка смерти, обитель духовно мертвых. Читателю будет сложно представить смерть в другом ее виде помимо физического.
Физическая смерть – это разложение физического тела. В Иове 18:13 ее называют «первенцем смерти». Другими словами, первоначальной смертью является не физическая, а духовная. Духовная смерть первой пришла на Землю. Он проявляется на физическом уровне, разрушая физическое оболочку.
Физическая смерть является лишь проявлением одного из законов человечества, который Апостол Павел назвал «Законом греха и смерти». Но до того как мы приступим к обсуждению вопроса о природе духовной смерти, давайте посмотрим на жизнь, какой она есть. Существует 4 вида жизни: растительная, животная, человеческая жизнь и духовная или вечная жизнь.
Иисус говорит нам в Евангелии от Иоанна 5:26, что «Бог - источник всей жизни» Бог является автором всех видов жизни, будь то растительная, животная, человеческая или вечная, и Бог дал различным царствам ту форму жизни, которая им подходит.
Другими словами, жизнь – это природа Бога. Жизнь является субстанцией, созданием Бога. Бог - это Дух, соответственно, Его жизнь – это духовная жизнь. Сатана - это тоже дух, но природа его противоположна природе Бога. Природа Бога –жизнь, и ее первейшим проявлением является любовь.
Природа Сатаны
Природой Сатаны является смерть, а первейшим ее проявлением есть ненависть. Духовная смерть также является субстанцией, силой, фактом жизни, разница заключается лишь в том, что она исходит от Дьявола, тогда как жизнь исходит от Бога.
Сатана был изначально на небесах с Богом, это был один из духов, кто стоял рядом с троном Бога, но он восстал против Бога, тем самым изменив свою природу. Это та самая природа, которая служит источником всего злого, порочного и безнравственного в человеке.
Итак, мы видим, что как все доброе, святое и прекрасное рождено Жизнью, которая исходит от Бога, так и все злое и плохое берет свое начало от Смерти, которая исходит от Сатаны.Следовательно, и смерть, и жизнь являются природой.
Мы понимаем, что из природы Бога исходит любовь, радость и мир, а из природы Сатаны - ненависть, похоть и вся нечистая и порочная сила мира.
И невозможно найти решение человеческой проблемы без понимания этих двух сверхъестественных сил - духовной жизни и духовной смерти. И если человек мертв духовно, тогда он часть природы Дьявола, и нам понятна потребность человека в вечной жизни.
Когда Бог поселил человека в Эдемском саду, у последнего было врожденное право выбора и ответственность. Если бы он не был создан подобным образом, он был автоматом, механизмом, управляемым Богом. И будь это так, человек доставлял бы Богу не больше радости, чем машина своему изобретателю.
Бог дал человеку не только силу воли, но также знание и мудрость, которые не доступны нам сегодняшним. Человек пришел в бытие, чтобы стать спутником и единомышленником великого Бога Творца, что само по себе говорит об интеллектуальных и духовных способностях человека.
Предоставив человеку возможность управлять Вселенной, Бог предупредил его, сказав, что в случае непослушания он непременно умрет, или, дословно, «смертью умрешь». Данное утверждениеподводит нас к факту того, что человек подвержен двойной смерти.
В момент совершения великого предательства, человек умер духом, но физически оставался жив еще девятьсот тридцать лет. Примечательно, что в момент грехопадения природа человека полностью изменилась.
Этому изменению нет равных в природе за исключением того, которое называется Вторым Рождением, ведь когда человек рождается от Бога, с ним мгновенно происходят перемены. Это доказывает нам, что человек в момент совершения греха был на самом деле рожден заново. То есть, он родился от Дьявола. Он стал частью Сатанинской природы точно так же, как сегодня человек становится частью Божественной природы, когда рождается от Бога, приняв Иисуса Христа.
Духовная Смерть в Новом Завете
В Послании к Римлянам 5: 12 сказано: «И потому, так же как грех пришёл в мир через одного человека, а вместе с грехом пришла и смерть, так и смерть стала уделом всех людей, ибо все они грешили» Через грех одного человека Смерть пришла в мир.
Представим картину: Смерть стоит снаружи за закрытой дверью, человеческий грех распахивает дверь и позволяет смерти войти в дом к человеку. И это не физическая Смерть, как мы видим в последующих стихах, где говорится, что «Смерть царила от Адама до Моисея», что означает, что во времена Моисея произошелнекий перерыв, по крайней мере частично, в господстве Смерти. Как мы знаем, ничего во времена Моисея не мешало людям умирать физически. Речь идет не о физическом, а о другом виде смерти. Остальная часть главы служит тому доказательством, так как в этой части Послания к Римлянам Апостол Павел противопоставляет Духовную Смерть и Духовную Жизнь.
Слово «царила» означает «правила по-царски», следовательно, смерть правила по-царски человеческим родом от дней Адама до дней Моисея. Во времена Моисея Бог дал ему возможность искупления грехов кровью животных. Кровь символизирует жизнь, и искупление означает покрытие или прощение. Таким образом, Бог через первосвященство дал еврейскому народу и языческому миру, по их желанию, Прощение Жизни. На этом примере мы понимаем, как было сломано господство Смерти,как всемирного Правителя.
Наверное, наиболее яркое утверждение относительно Духовной Смерти мы видим в 17-м стихе. Дословный перевод его выглядит следующим образом: «из-за одного преступления, совершенного одним человеком, воцарилась Смерть». И вот вам ужасающая картина: давным-давно тому назад, в Эдемском саду, Смерть, этот отвратительный монстр, захватила власть и господство над Мирозданием. Смерть прогнала Жизнь и ввела свои правила запустения. И затем снова в 21-м стихе тот же переводчик пишет: «чтобы, как грех правит с помощью смерти, так могла и благодать править, благодаря тому, что Бог делает людей праведными перед Ним, неся Вечную Жизнь через Иисуса Христа, Господа нашего». Здесь четко описана правда: Смерть захватила власть, и Творение Бога находится под ее господством.
Сегодня повсеместный грех, бичуя и отравляя человеческий род, правит по-царски в своем ужасном царстве духовной смерти, где все человечество живет сегодня, управляемое жестоким императором Сатаной. Это единственное объяснение безграничной власти греха в современном мире. Мы не смогли бы объяснить грех иначе. Грех – это отпрыск духовной смерти. Духовная Смерть - почва, на которой произрастают всевозможные грехи, в то время, как Духовная Жизнь, Природа Бога, войдя в человека, становится почвой, на которой растут всевозможные благие дела.
Природа Духовной Смерти
Сейчас мы отчетливо видим, что Духовная Смерть является природой Дьявола, а Духовная Жизнь - природой Бога, что из Духовной Смерти произрастают ненависть, зависть и убийство, а Природа Бога дает любовь, прощение и мир. Мы понимаем теперь причину господства и власти греха над миром. Мы можем пытаться регулировать законами все, что угодно, но до тех пор, пока мы не поменяем природу человека, грех будет расти и процветать. Мы можем заглушить его в одном месте, но он, безусловно, даст свои ростки в другом. Единственной надеждой человека является только новая природа.
Духовная Смерть – та природа, которая стоит за всеми совершенными грехами. Человек совершает грех, потому что его природа порождает такое поведение. Духовная Смерть делает человека смертным. И только Духовная Жизнь может подарить ему бессмертие. Печальным для человечества был тот день, когда Сатана стал правителем Вселенной и подверг ее тлетворному влиянию Ада и Духовной Смерти.
Власть смерти
Какая же горькая утрата иллюзий ожидала Адама! Он был вторым правителем после Бога и королем. Совершенная красота радовала его взор с наступлением каждого нового дня, теперь же началось опустошение, черты Сатанинского господства проявлялись повсюду.
Духовная Смерть изменила природу всего животного царства, отвратительные крики ненависти излобы раздавались в лесах и полях; трупы животных и насекомых гнили под солнцем, а Адам, свергнутый король Мироздания, унижен под железным каблуком Сатаны.
Духовная Сметь предстает перед ним в своей ужасающей реальности: его первородный сын убивает второго. И теперь он остро ощущает на себе следствия своего предательства; он согрешил не только против Бога, он согрешил против своих еще нерожденных детей. В семье рождается внук, и Адам называет младенца Еносом, что означает «смертный», «слабый», «подверженный смерти» или «управляемый Сатаной».
Представьте себе: первый внук человеческого рода была назван в честь греха человека! Человек отныне объединен с Дьяволом. Он изгнанник, преступник, изгнанный из Сада и лишенный законных прав на общение с Богом. Он больше не откликается на зов Бога; он отвечает только своему новому хозяину. Теперь мы понимаем, почему человек - больше чем правонарушитель, больше чем преступник. Человек является духовным ребенком Дьявола. Он часть природы своего отца.
Вот почему человек не может быть спасен через свое поведение. И если ему предстоит однажды быть спасенным, это произойдет после того, как кто-то заплатит за его предательство и даст человеку новую природу. Человек не может предстать пред Богом в своем нынешнем виде. Человек потерян сегодня не из-за того, что он делает, а из-за того, кем он является. Человек нуждается во втором рождении, то есть Жизни от Бога, потому что сейчас он духовно мертв.
Вселенская Духовная Смерть
«И, Он (Христос) уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» Исаия 25:7-9
Покрывало, покров, лежащий на всех народах – это покров Духовной Смерти. Заметьте, здесь говорится, что этот покрывало лежит на всех людях, покров лежит на всех народах. В Послании к Римлянам 5: 12 сказано, что «смерть стала уделом всех людей, ибо все они грешили». В Евангелии от Матфея 4: 16 мы читаем: «Люди, живущие во тьме, увидели яркий свет, и для тех, кто живёт на земле в тени смерти, воссиял свет». Послание к Римлянам 3:9, 23провозглашает, что «все под грехом» и что «все согрешили и лишены славы Божией».
Исходя из этих строк Священного Писания мы понимаем, что весь человеческий род находится под господством Сатаны, что и все люди являются частью его природы. Люди лишены законного права на общение с Богом, и теперь Сатана является их Богом и правителем. По поводу этого Иисус в Евангелии от Иоанна 5:24-25 говорит: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».
Иисус говорит о духовно мертвых, которые, услышав Его голос, могут покинуть Царство Смерти и прийти в Царство Жизни, из семьи Смерти - в семью Жизни. В истории о Блудном Сыне отец, устами Иисуса, отец говорит: «Это мой сын, он был мёртв и ожил, был потерян и, вот, сейчас нашёлся». В Первом Послании от Иоанна 3: 14-15 сказано: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей». Здесь мы видим противопоставление Смерти и Жизни: это противоположность проявлений Природы Дьявола и Природы Бога; первая проявляется в ненависти, вторая - в любви.
«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, «В которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, «Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены» Послание к Ефесянам 2: 1-5.
Давайте пристально рассмотрим эту часть Священного Писания. Итак, во-первых, сначала нас оживили, когда мы были мертвыми. Во-вторых, мы жили по воле князя воздуха. В-третьих, этот князь сейчас проявляет себя в сынах непослушания, тогда как Святой Дух проявляется в послушных сыновьях. В-четвертых, мы все когда-то жили, следуя зову грешной плоти и по природе своей были детьми гнева. В-пятых, Бог в его милости, из-за великой любви своей, которой Он возлюбил нас, когда мы были мертвы из-за своих преступлений, оживил нас вместе со Христом.
Рассмотрим далее следующее утверждение из Послания к Колоссянам 2:13: «и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи».
В этой части Священного Писания приведены доказательства следующих фактов: Человек духовно мертв, он находится под господством князя воздуха, и теперь это дух вмешивается в человеческую жизнь, осуществляя планы и реализуя цели этого князя.
И все это еще более подтверждает вышеупомянутый аргумент: вселенский человек должен родиться заново, и второе рождение даст ему Жизнь или природу Бога. Апостол Иоанн говорит нам, что когда мы получаем эту природу, мы любим братьев своих, а кто не имеет данной Природы, испытывает ненависть к братьям своим.
Противопоставление
И здесь снова смерть и жизнь противопоставляются друг другу. В Послании к Римлянам 8: 1-14 Апостол Павел противопоставляет плоть и дух, Жизнь и Смерть. Во втором стихе мы читаем: «Через Христа Иисуса закон Духа жизни освободил меня от закона, ведущего ко греху и смерти». Закон греха и смерти- это закон, который действует сегодня в царстве Духовной Смерти, упомянутом в пятой главе, рожденный заново, Апостол Павел освободился от Господства прежнего правителя.
Термин «плоть», употребленный им, означает состояние человека до того, как ему подарили жизнь, до того как он заново родился. Греческое слово «sarx» в этом случае относится к духовно мертвому человеку. В 6-м стихе мы читаем: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир».
«Помышления плотские» - мысли недуховного человека в царстве Духовной Смерти, и этот человек, как говорит Апостол Павел в 7-м стихе, «против Бога, ибо не хочет и не может подчиниться закону Божьему». Человек, живущий в царстве Духовной Смерти, враждебен Богу.
Он может быть профессором колледжа. Он может занимать высочайшее место в мире образования. И при всем этом, если он никогда не был рожден заново, он по природе своей враг Богу, и не может подчиняться Божьему закону. Однако, о верующем человеке Апостол Павел говорит следующее: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас».
Другими словами, если вы рождены заново и перешли из царства Смерти и Сатанинского господства в царство Жизни и господства Духа Святого, «вы живете по духу», и не должны руководствоваться чувствами. Помните жалостное причитание Апостола Павла в финале 7-й главы Послания к Римлянам: «Несчастный я человек! Кто освободит меня от этого смертоносного тела!» Затем он восклицает: «Благодаря Богу через Иисуса Христа я обрел свое избавление».
Апостол Павел говорит о том времени, когда он сам был духовно мертвым, дитем Дьявола, но благодаря Святому Духу, очнулся, чтобы увидеть свое рабское состояние и получить привилегию избавления. Подведение итогов
Давайте в заключение посмотрим, что нам удалось выяснить. Во-первых, Духовная Смерть является природой Дьявола. Во-вторых, человек из-за своего греха стал частью Сатанинской природы. В-третьих, этот союз с Сатаной отделил человека от Бога. В-четвертых, человек сейчас является изгнанником без права на обращение или общение с Богом. В-пятых, для того чтобы человек был оправдан перед Богом, кто-то должен заплатить за грехопадение человека и дать ему таким образом новую природу. В-шестых, ни образование, ни культура не могут изменить природу человека, единственной надеждой человека остается его второе рождение.
Вопросы 1. Какие два слова являются ключом к Библии? 2. Назовите и объясните три вида смерти. 3. Что такое Вечная Жизнь? 4. Дайте объяснение стиху 12 главы 5 Послания к Римлянам . 5. Обсудите вопрос господства Духовной Смерти.