Закон в противовес Благодати
Неделя 6, 2012
Много лет назад я читал статью об алкоголизме о том, как эта проблема влияет на разные группы людей. Она на многое пролила свет. К своему великому удивлению я обнаружил, что наиболее подверженная алкоголизму группа – это консервативные евангельские деноминации, которые запрещают употребление алкоголя любого вида. Такое же удивление вызвал у меня тот факт, что меньше всего процента алкоголиков было среди евреев, которые могут свободно пить. С течением лет я узнал еще несколько похожих открытий, которые подчеркивали библейскую истину – Апостол Павел написал о ней в 1 Коринфянам 15:56: «Жало же смерти - грех; а сила греха - закон.»
Мы не пользуемся наукой для установления нашей теологии, но иногда наука ее подтверждает. Законничество имеет обратное действие на намериваемый результат, фактически усиливая грех. Оно никогда не будет противоядием беззаконию. Конечно же вся Америка узнала об этом из-за сухого закона. Не только алкоголизм в Америке процветает, несмотря на сухой закон, но также растет и преступность. Сухой закон отделил преступников от других законопослушных граждан, что, похоже, просто открыло им доступ к другим видам преступлений и пренебрежению к закону.
И все же алкоголизм – это ужасная вещь, которая разрушает семьи и жизни самым жестоким образом. Хоть в моей семье и не было этой проблемы, но я видел его карающий бич достаточно близко, и поэтому можно понять тех, кто страдал из-за проблемы алкоголизма в семье, когда они склоняются к легализму в отношении употребления алкоголя. Но все же это не работает. Можно посадить людей в тюрьму, чтобы они не грешили, но они никогда не извлекут грех из своего сердца. Получив свободу, они, скорее всего, впадут в еще худшие крайности и будут сопровождаемы чувством вины и стыда, из-за которых они будут удаляться все дальше.
Я не пытаюсь продвигать употребление спиртных напитков, я просто предостерегаю вас, чтобы вы не стали такими, как фарисеи, и не создавали своими руками искусственные законы, которые выходят за пределы библейских заповедей. Это не только приведет к обратным результатам, но еще и превратит добрых, моральных людей в лицемеров. Мы должны отбросить тиранию легализма, который излишним образом заставляет многих людей спотыкаться.
Я посещал еврейские праздники и свадьбы, где всегда присутствовали открытые бары, но я не помню, чтобы я там встречал кого-либо хоть немного навеселе. Там есть свобода в употреблении спиртного, но также присутствует культура умеренности. Церковь должна иметь культуру свободы, потому что нам сказано: «...где Дух Господень, там свобода.» (см. 2 Кор 3:17). Умеренность может быть намного более действенным свидетельством, нежели воздержание (полный отказ от алкоголя). Воздержание может подразумевать слабость и отсутствие самоконтроля.
Тем не менее, людям, не владеющим собой и подверженным неумеренности и разным видам зависимости, необходимо совсем воздерживаться от алкоголя. Как нас учит Слово, ради любви имеющие свободу в определенных вещах должны демонстрировать сдержанность, находясь в компании более слабых. Гораздо хуже быть причиной чьего-либо падения. Нам необходимо посвятить себя подобной сдержанности в то же время, отказываясь от пресмыкания перед законниками.
Иисус демонстрировал выдающуюся благодать по отношению к грешникам, но был совершенно нетерпим к самоправедникам или законникам. Если бы церковь имела бы тот же самый Дух, что и Христос, то грешники со всех ног бы бежали к дверям церкви, встречая там помощь, вместо отвержения. Мы часто говорим о том, как мы любим грешников, и ненавидим грех. Однако слишком многие грешники сталкиваются с ненавистью или, по крайней мере, с моральной надменностью, когда встречают христиан. Такой манере поведения подвержены не все христиане, но в церкви слишком много самоправедности, которая отвергает не только грешников, нуждающихся во Христе, но и самого Христа. Не грешники и даже не одержимые бесами преследовали Иисуса, это делали самоправедные законники, которые потом Его и распяли.
Конечно же, на жизненном пути есть канавы с каждой стороны дороги – беззаконие с одной стороны, и законничество с другой. Многие упавшие в одну из канав, реагируют слишком остро и затем перегибают палку и оказываются в канаве на другой стороне. Умеренность – это ключ к тому, чтобы оставаться на пути жизни. Поэтому в Филиппийцам 4:5 нам сказано: «Кротость (в переводе короля Иакова умеренность, прим. перев.) ваша да будет известна всем человекам».
Я склоняюсь больше на сторону свободы, исходя из теологических убеждений на основе учения Нового Завета. Тем не менее, я также очень хорошо знаю то, как хорош плод строгих и даже авторитарных программ помощи людям, которые особенно слабы в отношении самоконтроля и склонны ко всякого рода зависимостям. Людям, склонным к беззаконию, необходимо больше склоняться на сторону жесткой дисциплины. А тем, кто склонен к легализму, возможно, нужно немного больше склоняться в обратную сторону. И все же наша цель состоит в том, чтобы идти ровно по центру пути.
Центр пути - это святость. Для многих это может означать законничество, но истинная святость – это величайшая свобода, которую мы когда-либо можем познать, и величайшая защита от чрезмерности и греховности. «Красота святости» – это характеристика подлинности, и она так привлекательна, что будет притягивать к себе самых ужасных грешников, которые будут испытывать перед ней благоговение и изумление. Она открывает в их сокровенном человеке то, кем они были созданы.
На следующей неделе мы продолжим изучать святость, потому что она является неотъемлемой частью истинной христианской жизни. Но нам нужно освободиться от тех концепций, которые ее искажают. Наша цель – знать голос Господа и следовать за Ним, а не просто за методами или формулами, удаляя препятствия на пути следования за Господом, к которым относятся как законничество, так и беззаконие.
Рик Джойнер
Перевод Дианы Кирсановой
|