Иоан.11:20-22 «...но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст тебе Бог»
Многие из нас сегодня находятся в тех же обстоятельствах, что и Марфа. И дело не только в том, что мы, мол, заботимся и суетимся о многом. В Марфе есть также и позитив, о котором я здесь упомяну. Вообще для меня Марфа — это прообраз вполне среднестатистического нормального христианина. И сегодня я хотел бы подчеркнуть наше сходство с Марфой вовсе не в плане каких-то её личностных предпочтений или качеств, а в плане обстоятельств, в которые мы иногда попадаем.
Бедной Марфе сегодня много достаётся. Её критикуют направо и налево, особенно в сравнении с Марией, которая избрала «благую часть». Но заметьте — в этом нашем отрывке и Мария, и Марфа говорят одно и то же: «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Так что с точки зрения ДАННОГО отрывка эти сёстры равны и вера их одинакова (эх, как же всё-таки я люблю мирить сестёр — шютка).
Действительно, вера Марфы не такая уж плохая. Лично я считаю, что поначалу ей хватало веры даже на воскрешение Лазаря (ведь до этого Иисус уже кого-то воскрешал). Но очевидно, что чем старше труп, тем больше нужно веры. А если бы перед нами встал вопрос о воскрешении нашего ЧЕТЫРЁХДНЕВНОГО «Лазаря»? Уверен, что у некоторых из нас имеется такой «Лазарь».
Что же для нас сегодня означает вышеуказанное исповедание Марфы? В чём его смысл и какое состояние сердца в нём прослеживается?
Начнём с фразы «чего Ты попросишь у Бога, даст тебе Бог». Не думаю, что эту фразу нужно понимать как намёк Иисусу, чтобы Он помолился о воскрешении Лазаря. Если почитать дальше, то очевидно, что Марфа уже не верит в такое воскрешение. В её восприятии существует очень чёткая разница между воскреСением и воскреШением. Конечно, остаётся надежда, что когда-нибудь Лазарь воскреснет, но СЕГОДНЯ он уже не может быть воскрешен.
Как же тогда понимать эту фразу? А вот как: «Иисус, Ты праведен и с Тобой всё в порядке». Читая Евангелие от Иоанна, нельзя не заметить, что в сознании иудеев прочно «сидело» следующее понятие — «Бог слышит ПРАВЕДНИКОВ». Это отличительная черта богословия иудеев того времени и поэтому данное высказывание Марфы нужно понимать именно так.
Теперь поговорим о фразе «но и теперь знаю» (пардон за тавтологию). Данное высказывание Марфы звучит как противопоставление тому факту, что её брат мёртв. Т.е. несмотря на то, что помощь от Иисуса так и не пришла (в ожидаемой Марфой форме), она всё-таки продолжает считать Его Христом (стих 27). Итак, согласно её пониманию, в её жизни не всё в порядке. Но она продолжает верить, что С ИИСУСОМ всё в порядке. Для неё Он всё ещё прав, для неё Он всё ещё Глава.
А разве у нас так не бывает? Как часто мы понимаем, что в нашей жизни чего-то не хватает, что в нашей жизни что-то явно мертво? И в то же время у нас есть страх Божий и мы боимся обвинять Иисуса в этих своих утратах. Да, где-то в глубине души мы полагаем, что было бы лучше, если бы Иисус пришёл раньше, но в то же время мы смиряемся и продолжаем считать Его праведным Главой. В этом и есть позитив Марфы.
Говоря о «Марфиных» обстоятельствах в нашей жизни, я не имею в виду только лишь наши житейские утраты. Я не хочу для пущей проникновенности проповеди «играть» на чьих-то личных бытовых нехватках. Нет, в первую очередь я подразумеваю наше ожидание ДУХОВНОГО прорыва, пробуждения, движения Божьего. Вот где зачастую похороны и смрад. Вот где зачастую Иисус, по нашему мнению, опаздывает.
Теперь давайте посмотрим на стихи 23-27 и подумаем, чего же здесь добивается Христос. Кто-то скажет — «конечно же веры». Да, но какой? Ведь рассуждения Марфы в этих стихах вполне доктринально правильны. Можно сказать, что она держится Главы Христа.
Очевидно, что Марфа (как и Мария) воспринимает Иисуса богословски корректно, но не как Того, Кто может прийти со всей Своей силой лично к НЕЙ. Мы тоже можем быть такими. Мы можем знать здравое учение, но не воспринимать Иисуса в плане Его личного участия в нашей жизни. Поверьте, сегодня испытаниям подвергается не столько здравая доктрина, сколько наш личный опыт.
Пару неисполнившихся надежд, пару неотвеченных молитв — и мы сами не замечаем, как в нас происходит надлом и мы начинаем воспринимать Иисуса более богословски, чем практически. Мы перестаём верить в Него как Того, Кто заинтересован конкретно в НАШЕЙ ситуации. Да, Он может ходить где-то и делать что-то, но конкретно ко мне Он почему-то не торопится.
Итак, нам нельзя думать, что мы чем-то лучше Марфы. Но нам нужно постараться быть НЕ ХУЖЕ её. История с Марфой учит не тому, насколько она плохая, а тому, насколько верен Господь. Он обязательно придёт, если мы позвали Его. К тому времени «Лазарь» может уже разлагаться, но Господь воскресит и ТАКОГО «Лазаря». Главное, чтобы мы оставались друзьями Христа.
И поэтому я хочу, чтобы на тот момент, когда Он придёт, мы относились к Нему ХОТЯ БЫ как Марфа. Может, у нас уже не хватает веры по поводу нашего «гнилого» окружения или обстоятельств. Тогда пусть звучит хотя бы исповедание Марфы: «Но и теперь знаю, что Ты Глава, что с Тобой всё в порядке и что Ты будешь иметь успех во всём, на что есть Твоя воля. Дай мне только узнать Твою волю».
Нам, подобно Марфе, нужно продолжать верить, что Иисус будет иметь успех. Это и значит надеяться не на себя, но на Него. Я не знаю, как ты воспринимаешь свою жизнь, своё окружение или свои обстоятельства. Но не теряй веры в то, что с Иисусом всё в порядке, что Он всё ещё Глава. Что Он, если ты Его ждёшь, обязательно придёт, даже если кажется, что Он опаздывает.
|