Транс в ранней церкви
Чистая звукозапись, предсказуемые богослужения могут показаться хорошими, но Бог собирается сделать царский беспорядок внутри и вне четырех стен церкви. Мы должны научиться выбирать царство славы, чтобы не зацикливаться на проявлениях, смехе и падениях. Это пресная активность по сравнению с тем, что грядет. Многие настолько сосредоточены на естественных эффектах проявления, что упускают то, что Бог делает и говорит посреди всего этого. Часто Он просто двигается по сердцам и играет со своими детьми. Обычно Он наполняет нас силой.
Истинный мистицизм теряет себя в восхитительной сладости Бога. Анонимный автор "Облака неизвестного" говорит, что это "слепое чувство собственного существа, простирающегося к Богу". Тереза из Авилы говорит, что это "осознание, поглощенное и изумленное", а Уолтер Хилтон говорит, что это “просветление понимания, присоединенное к радостям Божьей любви”.
В первые дни христианской церкви многие отцы веры задокументировали преобладание своих экстатических переживаний. В первом столетии Климент Римский и Игнатий писали о непрерывном функционировании духовных даров в жизни простых верующих. Ириней Лионский во втором веке писал о харизматичных дарах, текущих в современной Франции, особенно о даре пророчества.
Тертуллиан (ок. 160-225) дает нам большой отчет о монтанистах, «новых пророках», которые действовали в исцелении, языках и пророчестве. Хотя монтанисты были осуждены католической церковью, как еретики, современная наука ставит под сомнение то, что у них были серьезные ошибки в теологии. Сам Тертуллиан даже присоединился к их группе, которая процветала около 170 года нашей эры. Факты свидетельствуют о том, что монтанисты подвергались гонениям только из-за экстатического характера, в котором они поклонялись и были наполнены Духом. Монтанистов никогда не критиковали за то, что они сказали, но за то, как они это сказали. Когда они пророчествовали, они, как сообщается, были «наполнены духовным возбуждением и впадали в своего рода транс и неестественный экстаз». (15)
Монтанизм, как и многие другие движения после него, “вскоре был объявлен вне закона господствующей церковью того времени. В то время, когда церковь становилась все более степенной и развивала устойчивые модели руководства и порядка, популярность пророков и их учений рассматривалась как угроза растущему авторитету епископов", - отмечает статья в "Христианской истории и биографии". "Более того, движение было отмечено, как экстремистское и фанатичное, а его интенсивное религиозное возбуждение вызвало подозрение.” (16)
В последующие века, как французские пророки Севенн, так и методисты будут критически сопоставлены с монтанистами охотниками за ересями. Джон Уэсли читал «Общее заблуждение христиан» (позже переименованного в «Дух пророчества») критика Джона Лейси (1713) - книгу, целью которой было дискредитировать пробуждение. Но для основателя методизма книга совершила совсем противоположное. Уэсли был убежден из книги "в том, что он давно подозревал", что монтанисты "были настоящими христианами по Писанию". Уэсли также пришел к выводу, что "великая причина, по которой чудесные дары были так скоро изъяты [из церкви], заключалась не только в том, что вера и святость были почти утрачены; но и в том, что сухие, формальные, ортодоксальные люди начали даже тогда высмеивать любые дары, которых не было у них самих, и осуждать их всех как безумие или обман”. (17)
Многие отцы ранней пустыни, в третьем и четвертом веках, пережили потрясающие сверхъестественные встречи, трансы, видения и пророческие высказывания, в это же время действовали знамения и чудеса. Восточный мистик, Симеон Новый Богослов (949-1022), сообщил о "крещении в Святом Духе", которое отличалось от милостей, данных ему через таинства, и которое "сопровождалось смешением [осознанием своей вины перед Богом], покаянием, обильными слезами и усиленным осознанием Троицы, как света, обитающего внутри". (18). Христианские мистики Средневековья предоставляют бесчисленные истории экстатических трансов, предоставляя нам множество теологических знаний о таком сверхъестественном опыте. Тереза из Авилы, например, была виртуальным картографом души. Но было много других. Хильдегард из Бингена (1098-1179) переживал экстатические видения наряду со всеми видами откровения и исцеления. Грегори Палама (1296-1359) подчеркивал необходимость возложения рук, чтобы передать дары исцеления, чудес, пророчества, Божественной мудрости, языков и истолкования.
Жизнь Фомы Аквинского была отмечена частыми чудесами, в дополнение к регулярным экстазам, особенно к концу его жизни. (19). Примерно в этот же период Бонавентур сообщает о Франциске Ассизском, неподготовленном служителе, исполненном Святого Духа и силы, который творит чудеса, исцеляет больных, пророчествует, общается с животными и регулярно поднимается над землей в экстазе. Параллельно с бурным Великим пробуждением - в основном Протестантским пробуждением - мы имеем мощные истории о православных харизматических лидерах, таких как Серафим Саровский (1759-1833). Этот русский мистик сказал, что вся цель христианской жизни - быть наполненным Святым Духом. Серафим в значительной степени известен своими переживаниями, связанными с преображением, - будучи измененным, все еще находясь в теле, в божественный свет. Серафим также был известен своими дарами пророчества и исцеления.
© Перевод Светланы Никифоровой
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|