Методисты сражены наповал
Помимо служения Джонатана Эдвардса, не нужно заглядывать далеко в великие пробуждения 18-го и 19-го веков, чтобы найти впадения в экстаз, трансы, пророческие высказывания, святой смех и крутые “мош-питы” славы. Джон Уэсли пишет о молитвенных собраниях с Джорджем Уайтфилдом и другими, где они все упали на землю с трепетом и изумлением, когда сила Бога переполнила их. Ранний методист-новообращенный написал в 1807 году: "Я думал, что они обезумели, таких дураков я никогда не видел. Они топали и хлопали, и дрожали, и вопили, и кричали, и неудержимо смеялись. Еще раньше такое собрание в 1776 году было описано следующим образом: "Собрание, похоже, было все в беспорядке, и на небольшом расстоянии больше похоже на пьяный сброд, чем на поклоняющихся Богу”. (20)
Принятие экстазов в сердце методизма продолжалось далеко за пределами Великого пробуждения. Многие методисты-проповедники были известны своей дикостью, например, Бенджамин Эбботт. За семь лет до того, как он был спасен, у Эббота было два сна: один с небес и один из ада. Его обращение не было академическим упражнением в богословских принципах. Он был спасен во время сверхъестественного переживания, когда Христос явился ему в еще третьем сне. Позднее он был крещен в Духе, упав на пол, «почувствовал силу Бога, проходящую через... (его) душу и тело, как огонь, поглощающий внутренние повреждения падшей развращенной природы». Эбботт позже будет описан своим современником Робертом Саути, как "искренний и благонамеренный энтузиаст, на самом краю безумия”. Саути утверждал, что Эбботт "не только бросал своих слушателей в судороги, но и часто падал на пол благодаря силе его собственных молитв и проповедей". Эбботт говорил о его собраниях, что "многие падали под могучей силой Божьей, как мертвецы". (21)
Один из друзей Уэсли, Джон Берридж, который считался очень уравновешенным человеком, проповедовал с такой силой, что «множества, чувствуя стрелы убеждения, упали на землю, некоторые из которых казались мертвыми, а другие - в агонии смерти, в телесных конвульсиях, превосходящих всякое описание». (22).
Рассмотрим собственные записи журнала Уэсли со следующих собраний:
В Лимерике в 1762 — “Еще многие были приведены к рождению. Все были в потоках слез, плакали, молились, ревели вслух, все лежали на земле”.
В Ньюкасле в 1772 году - "Известный вероотступник пришел в мой разум, и я резко прервался... “Джеймс Уотсон здесь? Если он будет, покажи силу Твою”. Джеймс Уотсон свалился, как камень”.
И в Колефорде в 1784 году: «Когда я начал молиться, вспыхнуло пламя. Многие кричали вслух, многие падали на землю, многие дрожали чрезвычайно» (23).
Методистские выездные служители распространяются, как святая чума по земле. В начале 1800-х годов люди рухнули бы под тяжестью Бога в пробуждениях знаменитого методистского выездного служителя Питера Картрайта, включая бесчисленное количество баптистов. (24). Экстатический опыт не ограничивался пресвитерианами, конгрегационалистами или методистами. Когда пламя пробуждения горело в первом и втором Великих пробуждениях среди людей всех деноминаций, Бог начал изливать предвкушение корпоративного транса на Свой народ. Переживание небес на земле. Присутствовали все проявления, связанные с «Пробуждением в Торонто», включая экстазы, видения, сильную тряску и святой смех.
© Перевод Светланы Никифоровой
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|