«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоанн 3:16) «Определяй себя, как возлюбленного Богом» Джон Иган
Джон Иган, умерший в 1987 году, был самым обычным человеком. Став учителем в средней школе в Милуоки, он провел тридцать лет, общаясь с молодежью. Он никогда не писал книг, не появлялся на телевидении, не читал проповедей и не пытался заработать репутацию святого. Он просто ел, спал, пил, ездил на мотоцикле по сельской местности, бродил по лесу, работал в школе и молился. А еще он вел дневник, напечатанный вскоре после его смерти. Это история обычного человека, душа которого была увлечена и восхищена Иисусом Христом.
Введение гласит: «Суть дневника сводится к тому, что мы сами больше всего препятствуем движению нашей души к благородству, которое, по сути, и есть святость. Мы считаем себя недостойными рабами, и это самоосуждение становится самоисполняющимся пророчеством. Мы полагаем, что слишком незначительны, чтобы служить Богу, Который творит чудеса, используя грязь и плевок (Иоанн 9:6 ), и заслуживаем самого презренного отношения. Таким образом, наше незаслуженное самоуничижение отдаляет нас от всемогущего Бога, Который относится к нам совсем не так».
Иган, далеко не совершенный человек, со своими слабостями и недостатками, понял, что уныние свойственно человеческой природе и что мы должны прощать себя за то, что мы непривлекательны, противоречивы, несведущи в делах, раздражительны и некрасивы. Он также понял, что его грехи не могут быть преградой в общении в Господом. Все они были искуплены кровью Христа. В раскаянии он привел на крест свое иллюзорное «я» и осмелился жить как прощенный человек.
Пытаясь убежать от своего иллюзорного «я», Иган с фанатичной преданностью вел жизнь праведника и созерцателя. Во время своего ежегодного восьмидневного уединения он посетил своего духовного наставника:
«Наставник сказал мне то, над чем я буду размышлять годы. Он говорил, тщательно обдумывая каждое слово. Я попросил его повторить сказанное, чтобы записать. Он ответил: «Джон, суть сказанного в том, чтобы сделать Господа и Его безграничную любовь к тебе составляющей твоего личного достоинства. Определяй себя, как возлюбленного Богом. Любовь Божья и Его выбор, павший на тебя, составляют твое достоинство. Прими это и пусть это будет самым важным в твоей жизни».
«Мы обсудили его слова. Основой моего личного достоинства является не моя собственность, не мои таланты, не мое уважение к другим, не моя репутация... не уважение родителей и детей, не аплодисменты, не похвалы... Теперь я стою такой, как есть, закрепленный якорем Божьей любви, перед Ним и Он говорит мне: «Ты — Мой сын, Мой возлюбленный» (курсив мой. - Б.М.).
Наше обычное «я» на самом деле не совсем обычно. Это неприметное «существо» дрожит от холода зимой, потеет от жары летом, просыпается рано утром, еще не примирившись с новым днем, сидит перед полной тарелкой блинов, ползет в дорожной пробке, копошится у себя в подвале, делает покупки в супермаркете, выдергивает сорняки и сгребает листья граблями, занимается любовью, лепит снежки, запускает воздушного змея и слушает, как стучит дождь по крыше.
В то время как сущность притворщика состоит из достижений прошлого и преклонения перед окружающими, сущность истинного «я» основывается на том, что оно является возлюбленным. Мы сталкиваемся с Богом в нашей повседневной жизни: не в поисках духовных вершин, но в нашем обычном существовании.
Бог создал нас для единения с Собой, и это главная цель нашей жизни. «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:16). Осознание того, что мы возлюблены Им — это ось, вокруг которой вращается вся христианская жизнь. Быть возлюбленным — это и есть суть нашего существования. Это не просто какая-то возвышенная мысль, вдохновенная идея или красивые слова. Это имя, под которым мы известны Господу и которым Он называет нас (Откровение 2:17).
Если я отождествляю себя с чем-либо вне самого себя, то накопление богатства, достижение власти и почестей станет для меня главной целью. Или я могу найти свою опору в отношениях с другими людьми. Когда я черпаю жизнь и ее смысл из какого-либо другого источника, а не из осознания того, что я возлюблен Богом, я становлюсь духовно мертвым. Когда Господь оказывается на втором плане, уступая место безделушкам — это значит, что я променял драгоценную жемчужину на кусочки цветного стекла.
«Кто я?» - спросил Томас Мертон и ответил: «Я — тот, кого любит Христос».
Майк Яконелли, со-основатель общества «Проблемы молодежи» («Youth Specialties), рассказывал о том времени, когда, удрученный и сломленный, он отправился на пять дней в общину для умственно и физически неполноценных людей, которую возглавлял Генри Нувен.
Яконелли рассказывает: «Наконец я принял свою сломленность... Я знал, что я был сломлен. Я знал, что я — грешник. Я знал, что постоянно разочаровываю Бога, но всегда отказывался смириться с этой частью моего «я». Это была та часть меня, которая меня смущала. Я постоянно ощущал необходимость извиняться, убегать от своих слабостей, отрицать то, кем я являюсь на самом деле и концентрироваться на том, каким мне следует быть. Да, я был сломлен, но я постоянно пытался избегать этого состояния или, по крайней мере, найти такое место, где я буду реже чувствовать себя подавленным...
В «Обществе Ковчега» мне стало абсолютно ясно, что я неверно понимаю суть христианской веры. Я осознал, что именно в моей сломленности, в моей беспомощности и слабости, проявлялась сила Христова. Только когда я признал, что во мне нет веры, Господь смог мне ее дать. Только когда я принял свою сломленность, я смог осознать, что и другие испытывают это состояние. Передо мной стояла задача: понять, что другие тоже испытывают боль, не облегчая ее. Мое служение заключалось в том, чтобы делиться, а не доминировать; понимать, а не рассуждать на богословские темы; заботиться, а не исправлять...
Теперь в моей жизни есть радостное предвкушение и ожидание Божьего присутствия, которые я никогда не испытывал раньше. Я могу сказать только то, что впервые в жизни я каждый день слышу, как Иисус шепчет мне: «Майкл, Я люблю тебя. Ты — Мой возлюбленный». И как ни странно, мне этого достаточно».
Читая эти строки, мы видим перед собой не какого-то духовного гиганта, а простого человека, который нашел Бога обычных людей. Бога, Который хватает бездельников и оборванцев за шиворот и сажает их за один стол рядом с принцами и принцессами Своего народа. Достаточно ли этого чуда для всех? Или громовой голос истины о том, что «так возлюбил Бог мир» настолько заглушен религиозной риторикой, что мы уже не слышим слова нежных Божьих чувств по отношению к нам?
Определяй себя, как возлюбленного Богом. Это - твое настоящее «я». Любые другие определения — иллюзия.
«Покайся и уверуй в Евангелие» - говорит Иисус. «Обратись и уверуй, что благая весть о том, что мы возлюблены Богом, - лучше чем мы смели предполагать. И что верить в эту Благую весть, жить ею и для нее, любить ее — это величайшая радость на этой земле. Аминь. Ей, гряди, Господь Иисус!» Фредерик Бучнер
Любовь Божья и Его выбор, павший на тебя, составляют твое достоинство. Прими это и пусть это будет самым важным в твоей жизни
Передо мной стояла задача: понять, что другие тоже испытывают боль, не облегчая ее. Мое служение заключалось в том, чтобы делиться, а не доминировать; понимать, а не рассуждать на богословские темы; заботиться, а не исправлять...