Начало
2 Глава
Лех леха
1. И сказал Господь Авраму: Иди с земли твоей, и с родины твоей, и из дома отца твоего на землю, которую укажу тебе.
2. И я сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И быть тебе благословением.
3. И благословлю я тебя благословляющих, а злословящих тебя прокляну. И благословляться будут тобою все семейства земли
4. И пошел Аврам, как говорил ему Господь, и пошел с ним Лот. А Авраму семьдесят лет и пять лет при выходе его из Харана
5. И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и все их имущество, которое поимели, и души, что обрели в Харане. И вышли они, чтобы идти на землю Кeнаана.
На иврите наша глава называется «Лех леха»
Это одна из самых известных глав Библии.
И не удивительно, ведь это стало поворотной точкой в истории человечества. Не только народа Израиля, но и всего мира.
В переводе на русский, это можно перевести как – «Иди себе»
А можно перевести, как – «Иди к себе»
Что же это значит? О чем Всевышний говорит Авраму?
Слово «идти» в контексте Торы имеет значение двигаться по направлению к высшей цели человека – к служению Творцу. И на это говорит нам, что фраза «иди к себе», говорит - идти к сути своей души и к той конечной цели, ради которой ты был сотворен.
Ему было приказано покинуть свое языческое прошлое и идти в Кнаан (Ханаан)
А в самой Земле Кнаана он «двигался на юг», то есть по направлению к Иерусалиму.
Знаете ли вы, что Тора всегда употребляет глагол «восходить», когда говорит – о движении в сторону Израиля и Иерусалима?
Вот почему спустя поколения, были написаны Псалмы Восхождения. Которые вошли в наш Танах.
И это не просто говорилось, что Иерусалим был на горах.
Но то, что когда паломники направлялись в сторону Иерусалима, в сторону храма, они буквально восходили. Приближались ближе и ближе к присутствию Творца.
И соответственно, когда Библия говорит о том, что когда человек уезжал или уходил из Израиля, она употребляет глагол: «спускаться».
Но об этом мы поговорим позже...
Итак, мы видим то, что Б-г проговорил к Авраму.
Он не указал ему сразу, что это будет за земля.
И хотя они уже намеревались с отцом, пойти в ту землю, в которую его однажды приведет Всевышний. Но на тот момент Авраму нужно было просто послушаться Г-спода. Чтобы исполнить Его волю и Его желание.
Автор послания к евреям пишет: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет». (Евр.11:8)
Это простое послушание голосу Б-жьему и названо верой.
Все, что требуется от нас – это простое послушание Его голосу.
Аврам не знал конечной остановки. Но просто был послушен.
И это постоянно прослеживается в характере этого человека. Он никогда он не роптал, не сомневался, он просто повиновался.
Обетование Б-га
Б-г обещает несколько вещей Авраму.
1. «Я сделаю тебя великим народом»
2. «Благословлю тебя»
3. «Возвеличу имя твое»
4. «И быть тебе благословением»
5. И благословлю я тебя благословляющих, а злословящих тебя прокляну. И благословляться будут тобою все семейства земли.
Рабби Шломо бен Ицхак (Раши) толкует это таким образом: «Странствия влекут за собой три последствия: идут во вред продолжению рода, богатству и (доброму) имени, - поэтому нуждался в этих трех благословениях. (И Превечный) дал ему обетование относительно сыновей, богатства и имени
Аврам должен был стать благословением для всего человечества: сама его жизнь, посвященная раскрытию Присутствия Всевышнего в мире, должна оказать влияние на других и заставить людей стремиться к знанию о Боге, к постижению Его воли и тех требований, которые Он предъявляет к человеку. Он служил солью для этого мира, которая не позволяла "разлагаться" ей.
Мидраш говорит о том, что в иврите слово браха ("благословение") имеет тот же корень, что и слово бреха ("естественный водоем, наполняемый водами источника"). Как водоем очищает от ритуальной нечистоты, так и те, кто был далек от веры и знания о Боге, очищаются, приближаясь к пониманию Творца и Его путей управления миром.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. 8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. (Гал.3:7-8)
Аврам стал благословением всем народам. Ведь Б-г никогда не был ограничен только Израилем. Его конечная цель, всегда была - привести к вере все народы. (Рим.1:5)
И для того, чтобы это осуществить необходимо было поднять нацию священников, чтобы научить их почитать живого Б-га. Чтобы научить их послушанию Торе. Её законом и повелениям. И чтобы впоследствии, открыть через этот народ, Свой свет - всему миру.
Итак, Аврам слушается голос Творца
«И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и все их имущество, которое поимели, и души, что обрели в Харане. И вышли они, чтобы идти на землю Кнаана».
Интересный глагол употребляет Тора когда говорит, что он взял:
«… и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли»
Что это были за люди?
Прямой текст (пшат) говорит о его рабах. На иврите это предложение звучит так: «ואֶת־הַנֶּ֖פֶשׁ אֲשֶׁר־עָשׂ֣וּ בְחָרָ֑ן»
Вэ эт (Ха)нефеш ашер – асэ бэХаран.
Дословно: «и души которые они сделали (создали) в Харане».
Рабби Шломо бен Ицхак толкует это таким образом: «Которых он ввел под сень Шехины. Авраам обращал в истинную веру мужчин, а Сара обращала женщин. И Писание признает за ними, как если бы они их создали»
Аврам уже в Харане, после принятия идеи монотеизма, после раскрытия ему истины о том, что есть Единый Творец, был свидетелем этой истины. И те люди, которые приняли эту истину, последовали за ним.
Эта истина, которая спустя века выражает веру любого еврея и всякого верующего в Него: «Шма Исраэль: Адонай Элохейну — Адонай эхад!» Слушай Израиль, Господь Бог – Господь Един!
4 глава
|