Стигматы
Еще одно сверхъестественное явление, сопровождающее экстаз, но вызывающее значительные споры в протестантских кругах, - стигматы. Это спонтанное проявление кровавых ран на руках, ступнях, лбу или спине человека — подобно ранам распятого Иисуса. Стигматы - это то, что мы, "Сыны Грома", нежно называем “стигги!” За прошедшее столетие было больше стигматиков, чем в какое-либо другое время, судя по записям. По оценкам Р.П. Пулана, по состоянию на 1907 г. было зарегистрировано 321 стигматиков. Теперь, столетие спустя, это число выросло до 500. Несмотря на распространенные заблуждения, они происходят как среди протестантских верующих, так и среди католиков.
Франциск Ассизский в 13-м веке был первым верующим, который, как известно, носил стигматы, и сегодня существует множество таких людей, в том числе харизматическая протестантка Люси Раэль, которая также действует в мощном даре откровения. Франк Элиас - молодой католический стигматик в Италии, и даже великий пробужденец А. А. Аллен придавал большое значение чуду в своих собственных палаточных собраниях пробуждениях в 1960-х годах. В дополнение к стигматам, появляющимся на некоторых из чудотворных служб Аллена, многие люди получали сверхъестественный знак в виде креста на лбу.
Не будучи стигматиком, наш хороший друг, Джошуа Миллс, недавно был на встрече в Новой Зеландии, когда теплая кровь упала в его руку из воздуха. Через некоторое время она превратилась в темно-красную “пыль славы".” На собрании многие люди были физически исцелены и обращены в христианство. Джошуа сказал, что получил больше преследований от критиков за этот один знак, чем, возможно, любой другой на сегодняшний день!
В истории Церкви много “кровавых чудес”. Великий чудотворец Франциск из Паолы раз отказался взять с собой сундук с золотыми монетами от нечестивого царя, который эксплуатирует бедных за деньги. Чтобы показать, что это были буквально кровавые деньги, Франциск взял золотую монету и смог разломать ее пополам между пальцами. Кровь чудесным образом капала из монеты, и король мгновенно раскаялся.
Без сомнения, кровавые чудеса просто табу в западном протестантизме. Голливуд подает нам много дезинформации — даже есть фильм под названием «Стигматы», в котором непрерывно изображается опыт демонического и культового. Не должно быть бессмысленных разногласий по столь тривиальному вопросу. Тем не менее, я верю, что, когда мы чтим чудеса, которые высвобождает Бог, Он склонен приносить больше благословений. Почему мы всегда должны опускать молоток и выносить суждения о том, чего не понимаем? Не бейте демоническим ярлыком все необъяснимое. Суть в том, что чудеса происходят от Бога, когда Он прославляется, и тысячи людей пришли к вере через проявление стигги. Это самое внушающее благоговение чудо, и тем, кого оно останавливает, любовь все объясняет.
В случае стигматиков история показывает, что все они были экстатиками, то есть все они переживали транс, глубокое ощущение божественного наслаждения и общее блаженство небес. У большинства из них были видения Христа, открывающего Себя им в окровавленных одеждах. Есть некоторые стигматики, кто не получил даже боль от ран. Часто раны стигматика открываются, а затем чудесным образом закрываются. Джемма Галгани, умершая в 1903 году, является примером современного получателя этих знаков Христа, чьи раны открывались и закрывались каждую неделю после того, как ее экстаз был закончен в пятницу. (41)
В случае стигматов Луизы Лато в 1873 году, задокументированных врачами (как и почти все современные примеры), фактических ран как таковых не было. Кровь вытекает из неповрежденной кожи. Руки и ноги других стигматиков были сплошь дырявые на протяжении всего пути через плоть. Это произошло в 18-м веке со стигматиком Марии Франческа Делле Чинкве Пиаже. Ее исповедник Дон Пасхаль Нитти дает следующее свидетельство:
«Я видел их, я прикасался к ним, и, по правде говоря, я, как апостол святой Фома, вложил свой палец в раны через ее руки, и я видел, что отверстие протянулось насквозь, потому что, вставляя мой палец в рану, он встретился с большим пальцем, который я держал внизу с другой стороны руки». (42)
Некоторые получили невидимые стигги. То есть их руки чувствовали боль от стигматов, но они так и не получили настоящего знака крови. Как и в случае с Екатериной Сиенской, у некоторых были видны кровоточащие стигматы, но после просьбы к Господу сделать знак невидимым, Он сделал это.
Я никогда не сталкивался с примером действительного стигги в моих исследованиях, где не было выбора, сделанного получателем, добровольно выдержать эту отметку. То есть это всегда был дар благодати, который можно было принять или отвергнуть без осуждения.
В 1972 году 10-летняя баптистка, афро-американская школьница, по имени Клоретта Робинсон получила неожиданные, но безболезненные стигматы. Точно так же ряд домохозяек, простых людей и даже номинальных верующих были получателями этого чуда без ранее существовавшей истории видений или трансов. Некоторые стигматики были практически “удивлены” наступлением чуда, но их вера получила огромный прорыв, когда это произошло. Так было, когда Джим Брюз, помощник священника прихода недалеко от Вашингтона, округ Колумбия, получил свои стигматы в 1991 году, его босс, отец Дэниел Гамильтон, был застигнут врасплох:
«Я своими глазами видел Джима Брюза. Я знаю, что я вижу реально, а не в видении. Я видел, как кровоточили его запястья, когда кровь была по всему ковру в доме священника... В начале я сомневался во всем этом. Ты с ума сошел? Черт возьми! Парень, который работает на меня... заходит в мой офис, рассказывает обо всем этом... что у него странное кровотечение. И я сижу здесь, прямо за этим же столом, смотрю на него, слушаю и говорю себе: "Эй, приятель, если ты думаешь, что то, что ты говоришь мне, правда, я не собираюсь больше иметь тебя в качестве моего помощника. Ты чокнутый"». (43).
Бруз пережил то, что иногда случалось с другими стигматиками: кровь, вытекающая из его ран таким образом, что не поддается гравитации: течет вверх по пальцам ног или вверх по руке сверхъестественно. От ран шел запах роз, и хотя он иногда чувствовал боль, "вместе с болью пришли эти ощущения, эти прекрасные ощущения", - сказал он.
На более глубоком уровне стигматы - это внешнее проявление экстаза, которое исходит из духовного состояния, называемого ранами любви или страданием любви. Иисус потел кровью в Гефсимании. Иаков боролся с ангелом, пока не получил травму ноги. То, что проявление причиняет боль, не означает, что оно не от Бога. И в то же время, не все призваны нести стигги. Это не высший знак благочестия.
В муках любви состояния удовольствия и страдания обретают почти равную силу. Можно испытать блаженство и страдание одновременно и с большой интенсивностью. Большинство стигматиков долгие часы размышляли о страсти Христа, и они были украшены состоянием глубокой сердечной болезни. Как пишет Пулан:
«Нечто подобное происходит и в человеческой любви, когда она сильна. Чувствуется великая сладость, любящий не хочет прекращать мысль о возлюбленном, он наслаждается ею. Но в то же время он чувствует, что его сердце разрывается из-за его отсутствия или из-за трудностей свободного общения с ней. Так происходит смешение радости и печали. Так же возможно иметь восхитительные переживания Бога и Его любви, и в то же время ощущать тайную тоску, которая есть не что иное, как жажда Бога, разожженная Им самим». (44)
Для получения правильного понимания в таких случаях необходимо ответить на общие вопросы. Чувствует ли себя субъект в этом опыте ближе к Богу? Человек хочет, чтобы проявление продолжалось, несмотря на очевидную боль, или это исключительно репрессивный опыт? Помните, что любой экстаз может быть интенсивным, но обычно он очень желателен, потому что это интенсивность блаженства. Возможно, руководящий фактор заключается в следующем: есть ли сущность Божьего присутствия и мира среди воспринимаемых страданий?
“Экстатик страдает, и он не только принимает свою боль, но и доминирует над ней, он торжествует над ней, он принимает ее с энтузиазмом. Эти радостные чувства не от Земли", - пишет отец. Хамон в 1906 году. “Он интересуется, как бы в полном здравии, радостями и печалями других”. (45)
В целом, я полагаю, что мы можем принять стигматы, как действительное чудо Иисуса, не прибегая к депрессивной теологии страдания. Лучший стигматик - счастливый!
Стигматы можно принять, как чудесное и красивое чудо, не принимая некорректного понятия, что стигматик каким-то образом принимает участие в искупительных страданиях Христа (т. е. они помогают ему выполнять работу, которую Он уже завершил на Голгофе).
О тех созерцателях, которые страдают каким-то сверхъестественным образом, Тереза Авильская говорит следующее:
«Они нуждаются в том, чтобы Его Величество дал им немного освежиться, и не водой, а вином, чтобы, опьяненные этим небесным вином, они не подумали, что страдают, и могли бы вынести это». (46)
В глубине души я решил, что, если на что-то обрушится более тяжелый удар славы, я хочу этого — независимо от того, насколько это больно!
© Перевод Светланы Никифоровой
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|