Полноценное восхищение на небо
До сих пор мы не определили разницу между экстазом и восхищением. Чтобы избежать путаницы, мы использовали широкие термины, чтобы переварить основное понимание мистической молитвы. Я сказал, что экстаз, или восхищение на небо, это просто четвертая и высшая стадия внутренней молитвы. Большинство писателей и богословов используют эти два термина без разбора, считая их одним и тем же. Однако в некоторых философских школах между ними существуют различия.
Восхищения - это высшие вершины экстатического состояния, которые могут наступить внезапно, сильно и без способности человека противостоять им. С другой стороны, экстазы обычно более спокойны и мирны. Но отличительной чертой восхищения является этот элемент внезапности и удивления.
Известный богослов Фома Аквинский говорит, что восхищение - это нечто большее, чем экстаз, поскольку он происходит с сильным потоком божественного. Он говорит: «Восхищение включает в себя нечто большее, чем экстаз, ибо именно экстаз подразумевает транспортировку из себя и за пределы себя, так что человек удаляется из своего нормального, упорядоченного состояния, но восхищение влечет за собой что-то вроде насилия» (25)
Теолог кардинал Бона в своей работе «О различении духов» придерживается подобного взгляда, говоря:
«В этом и заключается существенная разница между экстазом и восхищением. Прежнее состояние выводит ум из чувств более мягко и (как бы) убедительно. Последний более силен и не без насилия в своем роде, так что восхищение добавляет к экстазу, именно оно подхватывает душу с непреодолимой силой и мощью, и божественным принуждением, взмывающим вверх и вперед от чувств и всех вещей, так что оно стремительно берет и несет наверх к наслаждению интеллектуальным видением и воспламеняется пламенной любовью к небесным вещам». (26)
В трудах Терезы Авилы экстаз и восхищение являются синонимами. По большей части я придерживаюсь такого же общего мнения. Но мы могли бы более точно сказать, что восхищение - самая интенсивная часть экстаза. Это также похоже на то, что написано Терезой, потому что она говорила о временах, когда транспортировка внезапно состоится с шоком, перед которым она не сможет устоять:
«Здесь нет никакой возможности сопротивления, поскольку существует единение, в котором мы находимся на нашей собственной земле. Против единения сопротивление почти всегда возможно, хотя оно стоит боли и усилий. Но восхищение, как правило, непреодолимо. Прежде чем вы сможете быть предупреждены какой-либо мыслью или помочь себе в любом случае, это происходит как быстрый и сильный шок; вы видите и ощущаете это облако, или этот мощный орел поднимается и держит вас на своих крыльях». (27)
Сейчас мы видим, что эти пики восхищения, возможно, являются кратковременными встречами, которые для Терезы обычно длились не более получаса. Когда мы говорим о длительных экстазах, мы должны знать, что восхищения также могут происходить в течение более длительных периодов времени, но обычно они прерываются на фоне общего состояния экстаза или единения. Длительное восхищение, скорее всего, убьет тебя. Сама Тереза умерла после 14 часов прямого восхищения. Я не предполагаю, что восхищение убило ее, но кто я такой, чтобы говорить? Сама Тереза сказала: "Есть люди, у которых такое слабое состояние организма, что один опыт молитвы тишины убивает их". (28)
Священник и писатель восемнадцатого века Джованни Скарамелли говорит, что восхищения могут длиться несколько часов, дней или недель. Но созвучно с Терезой, он говорит, что они обычно длятся не более получаса на их высоте, в конце концов возвращаясь к экстазу. Монтекки Саммерс пишет в "Физических явлениях мистицизма": "Дело в том, что человеческая душа и тело неспособны (разве что, действительно, чудом) выдержать сладостно насильственный приток и наступление Божественного". (29)
Саммерс добавляет: "Восхищению невозможно противиться, нет, ни на мгновение, даже если экстатик находится в компании с другими или в общественном месте. Оно переполняет и сокрушает" (30)
Как у маленького мальчика, выросшего в старой пятидесятнической церкви, у меня были ясные воспоминания о людях, которые почти бесконтрольно бегали по зданию, когда их охватили эти восторженные состояния. Мария Магдалина из Пацци, во время ее восхищений, была настолько потрясена, что «бросалась туда и сюда, вверх и вниз по лестнице и по коридорам, через двор монахинь, с невероятной быстротой, часто срывая в спешке свое облачение и разбрасывая все, что было на ее пути», - говорит Саммерс. Он сравнивает ее историю с историей испанского мистика Мигеля де Сантоса, в 17-м веке, который “когда впадал в восхищение, часто во время молитвы... бежал через монастыри с удивительной скоростью, издавая громкие крики радости и бросаясь туда-сюда с такой быстротой, что никто не мог остаться с ним.... Эти святые, возвышенные мистики оба были буквально опьянены Богом".
Саммерс добавляет, что восхищение почти всегда сопровождается некоторыми видами сверхъестественных явлений, таких как левитация или другая сверхчеловеческая деятельность. Он пишет: «Многие мистические богословы понимают, что не может быть восхищения без проявления необычайных явлений». (31)
© Перевод Светланы Никифоровой
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|