Танцевальная мания
Архаичную тень того, что прибывает, вероятно, можно увидеть в танцевальной мании, которая охватила целые города и регионы в Средневековье во времена Черной чумы.
Известные также как танец Святого Вита или танец Святого Иоанна, танцевальные мании прокатились по всей Европе через 11 и 17 века, когда десятки тысяч людей участвовали в этих безумных зрелищах, которые длились в течение многих дней, а иногда и недель. Одна из первых вспышек началась в Экс-ла-Шапель в 1374 году, когда группа людей неудержимо танцевала на улицах, крича о диких видениях. Они продолжали танцевать до тех пор, пока не падали от изнеможения, даже с пеной у рта, и все равно продолжали крутиться на земле. Танцы, ставшие популярными, пронеслись через весь город, а затем перескочили в соседнюю общину. Это непреодолимое желание танцевать быстро распространилась по всей Франции, Нидерландам, Бельгии, Люксембургу. Некоторые люди танцевали до тех пор, пока не падали мертвыми.
Хотя ученые пытались отнести этот танец к немощи, болезни, психологической массовой истерии, укусам паука или даже режиму питания того времени, это было явно духовным вопросом. Один комментатор новостей BBC сообщает: «Мое объяснение основывается на том факте, что танцоры были в состоянии транса... Я утверждаю, что эта эпидемия была результатом как отчаяния, так и благочестивого страха». (6) Это было заразное внедрение, которое ощутимо распространяется от человека к человеку, из квартала в квартал, из города в город. Оно было сверхъестественное по происхождению.
Священнослужители того дня проводили религиозные обряды в попытке изгнать демонов, которые, по их мнению, были причиной мании. Музыке подыграли бы, чтобы успокоить танцоров. Но некоторые социологи, такие как Роберт Бартоломью, считают, что танец был инициирован экстатическими сектами паломников, которые путешествовали по Европе в то время. Варфоломей говорит следующее:
«На основании изучения репрезентативной выборки средневековых летописей, очевидно, что эти эпизоды лучше всего объяснить, как девиантные религиозные секты, которые приобрели приверженцев, когда они совершали паломничества через Европу в годы беспорядков, чтобы получить божественную милость. Их симптомы (видения, обмороки, тремор) предсказуемы для любого большого населения, занимающегося длительными танцами, эмоциональным поклонением и постом. Их действия были "неверно истолкованы" современными учеными, оценивающими поведение участников, как таковое, исключив из их регионального контекста и смысла». (7)
Источник этих диких вспышек теперь становится понятным: религиозные фанатики. Болезненный напев из Штрауссбургской хроники Кляйнкавеля в 1625 году описывает очередную вспышку танцевальной мании:
Среди нашего народа здесь приходит
Безумие танца.
В каждом городе теперь есть те,
Кто впадает в транс.
Это ведет их и ночью, и днем,
Они едва останавливаются, чтобы перевести дыхание,
До тех пор, пока некоторые не падают,
А некоторых встречает смерть.
Мы не должны думать, что эти вспышки были без экстремальной смеси. Я рискну предположить, что это было величайшее сочетание гедонизма и истинного поклонения, которое когда-либо происходило бок о бок на улицах, в то время, когда население столкнулось с серьезной пандемией. Поскольку эти вспышки позволяли людям проявлять социальное поведение, которое в любое другое время было запрещено церковью и социальным порядком дня, многие воспользовались возможностью, чтобы сорвать свою одежду, расхаживать голыми по улицам или воспользоваться случаем для сексуальной безнравственности. Но в других отчетах четко зафиксированы видения и божественные встречи среди танцоров.
«Одни кричали и умоляли подбросить их в воздух; другие неистово танцевали в том, что наблюдатели называли странным, красочным нарядом. Некоторые, как сообщается, смеялись или плакали до смерти. Женщины выли и делали непристойные жесты, а другие визжали, как животные. Некоторые катались в грязи или радовались удару по подошвам ног», - пишет Варфоломей. (8)
Как и все остальное в Средневековье, сама церковь была полна грубой смеси. С одной стороны, церковь была широко открыта для сверхъестественного в эпоху перед Просвещением. Феноменальные чудеса произошли в те дни. Но с другой стороны, церковь была в теологическом болоте. Помимо этого, помните, что было очень мало свободного выражения поклонения, танца и праздника в церкви. Женщинам было запрещено петь. Немногим мужчинам разрешили петь, и только в нескольких нотах, разрешенных в песнопениях. Большинство служб было на языке, который люди не понимали. Поэтому, когда многие из этих танцоров вышли на улицы, они сообщили, что переживают небесные видения и встречи, когда им была предоставлена свобода.
Очень часто свет и темнота соседствуют во времена интенсивности. Я бы не сомневался, что божественные и демонические трансы происходят бок о бок. В эти последние дни можно ожидать того же. «Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою» (Ис. 60:2). Как открытое сатанинское поклонение, оргии, и культы являются господствующей тенденцией в эти дни, ожидайте также, что последние дожди славы Бога прольются так, как никакое поколение никогда не видело прежде. Наступает величайшее столкновение между светом и тьмой. Оба лагеря будут безудержными. Мы не будем мрачными маленькими церковными мышами, спрятанными в своих пещерах, ожидающими, что конец пройдет мимо нас. Готовьтесь к широкомасштабным взрывам танцевального транса Святого Духа, который сметет даже саулов, валаамов и неверующих в стычку. Некоторые, у кого нет контекста для того, что происходит, могут даже раздеться, когда слава изгоняет их бесов! Это может стать грязным.
Нам просто не хватает записанных доказательств, чтобы определить, насколько Бог был в этих маниях. Мы часто лаем на неправильное дерево, пытаясь определить, было ли что-то Богом или дьяволом. Вероятно, пшеница и плевелы росли вместе. Поэтому вместо того, чтобы думать о прошлом, мы можем использовать его, чтобы получить представление о будущем. Даже если дьявол мог бы осуществить что-то такое большое - с тысячами людей, танцующих в диком трансе на открытых площадях — то насколько же больше Бог может бросить на улицы?
Каким бы ни было происхождение этих загадочных событий в трясине средневековья — даже здесь мы видим предвосхищение вспышек славы, которые произойдут в эти последние времена. Принцип дикого, безудержного богослужения на улицах - это то, что мы должны взять из этих случаев. Яркая природа танцевальной мании — как и массовых трансов других великих пробуждений — состоит в том, что это были заразные и переносимые движения, которые прокатились по населению в одно мгновение. Как мы видим, танцующая рука Бога приземляется на одного человека, а затем и на другого, Его слава начнет ловить и заражать целые толпы, районы, города и регионы в считанные минуты.
Сноски к главе 7:
1. Thomas Merton, Seeds of Contemplation (New York: New Directions Publishing, 1986 ed.), 69.
2. Clement of Alexandria, The Instructor, Book II, Ch. IV (A.D. 190).
3. W.E. Buszin, “Luther on Music,” Musical Quarterly, Vol. 32 (1946), 89.
4. Ibid.
5. “Why Should the Devil Have All the Best Tunes?” (The Salvation Army)
http://www1.salvationarmy.org/heritage.nsf/0/ 42d53ced9e c1583080256954004bff3e? OpenDocument (accessed Oct. 1, 2007).
6.JohnWaller,“DancingDeath,” BritishBroadcastingCorporation,
http://news.bbc.co.uk/today/hi/today/newsid_7608000/7608874.stm (accessed Sept. 27, 2008).
7. Robert Bartholomew, “Rethinking the Dancing Mania,” Committee for Skeptical Inquiry,
http://www.csicop.org/si/2000-07/dancing-mania.html (accessed Oct. 1, 2007).
8. Ibid.
© Перевод Светланы Никифоровой
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|