Предыдущая
ТРЕТЬЕ ВИДЕНИЕ.
СЕМЬ ТРУБ (ОТКРОВЕНИЕ 8:6 - 11:19)
После описания снятия семи печатей, изображающих события 70 года, Иоанн пишет о семи трубах. Которые опять же раскрывают картину разрушения Иерусалима. Используя символы труб, Иоанн, вероятно, сравнивал Иерусалим со злым ветхозаветным городом Иерихоном, который израильтяне взяли, шествуя вокруг его стен и трубя в трубы. Мы можем увидеть сходство в Божьих наставлениях Иисусу Навину относительно нападения на Иерихон:
Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, [и находящихся в нем] людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и [весь] народ пойдет [в город, устремившись] каждый с своей стороны. И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним. (Иис.Нав.6:1-5)
Иисус Навин последовал Божьим указаниям и семь священников с трубами шли прямо перед ковчегом завета, а стены упали так, как и сказал Бог. Откровение сравнивается с этим отрывком из 6 главы книги Иисуса Навина, когда семь ангелов (вместо семи священников) дуют в семь труб, а затем за ними следует ковчег завета. Единственный раз, когда ковчег завета упоминается в Откровении - непосредственно после седьмой трубы.
И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град. (Откровение 11:19).
Такое размещение ковчега завета в книге подтверждает, что Иоанн использовал семь труб взятия Иерихона в качестве прообраза семи трубам Иерусалимского суда. И при взятии Иерихона, и при последней трубе Откровения является Ковчег завета, указывая на высвобождение суда. Давайте теперь рассмотрим каждую трубу и то, что она показывает нам о событиях суда в 70 году.
ТРУБА 1: ГРАД И ОГОНЬ
После первой трубы град и огонь пали на землю (ge - местность) Израиля. Мы рассмотрим град более конкретно, изучая параллельную седьмую чашу суда.
ТРУБА 2: ГОРА НИЗВЕРГЛАСЬ В МОРЕ
Символизм второй трубы был искажен за последние две тысячи лет. Самая популярная свежая теория предполагает падение астероида в океан, убивающего треть морских существ и уничтожающего треть всех кораблей. На самом деле, если бы крупный астероид (ведь Иоанн говорит "большая гора") врезался в землю, это бы сразу закончило повествование Книги Откровения. Такой астероид буквально сместил бы Землю со своей оси, и вся жизнь на Земле непременно или сгорела или замерзла в результате отдаления или приближения планеты к Солнцу.
Ясно, что это событие - символично. Итак, необходимо спросить себя: с чем ассоциируется гора у читателей Иоанна? Самый очевидный ответ - верующие первого столетия истолковали бы символ горы в Откровении как образ Иерусалима, который часто называли святой горой Божьей (см. Исх. 15:17) Дэвид Чилтон также предлагает ошеломляющее понимание этого отрывка.
Соедините Откровение 8:8 с тем фактом, что Иисус в середине длинной серии притч об уничтожении Иерусалима (от Матфея 20-25) проклял бесплодную смоковницу как символ суда над Израилем. Затем он сказал Своим ученикам: «истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. " (Матфея 21:21-22) Был ли Иисус легкомысленным? Ожидал ли Он, что Его ученики будут молиться о перемещении буквальных гор? Конечно нет. Что еще более важно, Иисус не менял тему, говоря о горе. Он все еще учил их о падении Израиля. Чему учил учеников Господь? Иисус инструктировал Своих учеников молиться проклинающими молитвами, умоляющими Бога уничтожить Израиль, засохнуть смоковнице, выбросить отступническую гору в море. Именно это и произошло.
Преследуемая Церковь, притесняемая евреями-богоотступниками, начала молиться о Божьем возмездии над Израилем (Откр. 6:9-11), призывая, чтобы гора Израиля «была взята и брошена в море». Приношения их молитв были приняты на небесном алтаре Божьем, и в ответ Бог направил Своих ангелов излить Свои суды на землю (Откровение 8: 3-5).
Таким образом, в удивительной простоте, гора, брошенная в море, является символом разрушения Иерусалима. Также важно отметить повторение образов между элементами хиастической арки. В семи печатях мы увидели общую картину смещения гор: "И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих." (Откр. 6:14) Здесь, в семи трубах, картина становится яснее по мере приближения к кульминации хиастической арки.
ТРУБА 3: ПАДЕНИЕ ЗВЕЗДЫ
Читатели первого века легко бы поняли значение третьей трубы - падающую звезду полынь, которая превращает треть воды в горечь. Современные читатели, похоже, преуменьшают упоминание полыни и полностью сосредотачиваются на падающей звезде. Однако, понимание значения полыни является ключом к истолкованию этого отрывка. Полынь - особый термин, используемый в Ветхом Завете, чтобы предупредить Израиль о его уничтожении в наказание за вероотступничество. Мы ясно видим это значение во Второзаконии, где Бог сравнивает тех, кто отвернулся от Него, чтобы служить другим богам с корнем, производящим полынь (или горечь).
Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь (Втор.29:18)
Годы спустя, когда люди действительно отвернулись от Него, через Своих пророков Бог обещал насытить израильтян полынью или «желчью». Например, в Иеремии 9:15 Бог говорит: «вот, Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водою с желчью" Другими словами, Он обещал, что их жизнь будет наполнена горечью и печалью, ведь они отвергли Его и предали завет с Ним (см. Также Иер. 23:15, Амос 5:7) Таким образом, когда Иоанн говорил о звезде по имени Полынь, его современники поняли бы, что он говорит об отступничестве Израиля и предстоящем суде Бога.
Эта звезда по имени Полынь также совпадает со снятием шестой печати и звездами, падающими на землю (см. Откр 6:13). И вновь картина, представленная снятием семи печатей, становится более ясной в символах семи труб.
ТРУБА 4: ПОРАЖЕНИЕ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ
"и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была - так, как и ночи." Солнце, луна и звезды, затронутые четвертой трубой, также перекликаются с шестой печатью в Откровении 6:12-14. Вновь Иоанн использует тот же язык, что использован в Матфея 24:29 относительно разрушения города или правительства. Т.е. колебания или изменения небесных тел используются в качестве библейской пророческой идиомы, чтобы указать на Божий суд над городом или народом.
ТРУБА 5: САРАНЧА ИЗ КЛАДЯЗЯ
Пятая труба часто пугала читателей. Чтобы понять её, давайте подумаем о нашей Картине. События этой трубы похожи на темный и предвозвещающий ужас угол Картины, которая не совсем понятна. Это место так темно и таинственно, что нельзя не застыть в изумлении. Тем не менее, оно имеет разумное объяснение. Об этом пишет ученый Джеймс Стюарт Расселл:
«Когда наше внимание сосредоточено на одном месте земли в очень коротком промежутке времени, сравнительно легко прочесть символы, и относительно легко отметить их полное совпадение с фактами".
Иными словами, когда мы помним о том, что эти символы относятся к разрушению Иерусалима в 70 году, нам легче найти их правильную интерпретацию. Многие учителя интерпретируют саранчу в этом отрывке как символы современной или будущей реальности, но это противоречит их же требованию воспринимать Библию буквально. Гарольд Эберле и Мартин Тренч дают полезную информацию об этом в своей книге Победоносная эсхатология:
некоторые из самых известных учителей футуристов говорят, что эта саранча из бездонного кладязя или ямы - это вертолеты будущего, которые пикируют с неба и выстреливают ядовитыми ракетами из хвостовой части, что причиняет сильную боль. Другие известные футуристы, наблюдая недавние восстания исламских террористов, пришли к выводу, что саранча должна быть мусульманскими экстремистами, которые нападут на народ Божий. Эти интерпретации футуристов интересны, ведь получается, что о символизме говорят как раз те же учителя, что настаивают на буквальном восприятии Библии. Если мы воспринимаем эти стихи буквально, тогда следует поверить, что на земле будет настоящая саранча с золотыми коронами, похожая на мужчин, с волосами как у женщины, зубами как у льва, и хвостами как у скорпионов. Более того, если уж воспринимать Откровение буквально, то учителям-футуристам следует утверждать, что вертолеты или мусульманские террористы выходят из бездонной ямы. Разумеется, никто из футуристов такого не говорит. Идея о том, что христиане-футуристы воспринимают книгу Откровения буквально - миф.
Ясно, что саранча - символична, но и не так, как предполагают многие учителя. Они не символизируют существ или транспортные средства, внешне схожих с саранчой или с людьми, которые действуют как саранча. Я считаю, что они символизируют духовную реальность Иерусалима первого века и его предстоящую гибель. Общий взгляд на значение этой трубы - изображение демонического состояния, в которое пришёл Иерусалим перед разрушением Римской империей.
Когда христиане первого века слышали Откровение Иоанна, они наверняка сравнили саранчу Откровения с восьмой казнью Египта от руки Божьей через Моисея (см. Исх.10) Они бы также отметили, что мучения были предназначены для нехристиан (людям, которые не имеют печати Божией на челах своих) и что христиане были «отмечены» и защищены так же, как Израиль во время египетских казней. Собственно, это сравнение показало бы, что Иерусалим стал подобен Египту в глазах Неба, а христиане начали новый Исход. Тема нового исхода христиан, покидающих Иерусалим и иудаизм, развивается в следующих разделах Откровения.
В Откровении 11:8 очень четко показано, что Иерусалим, «город, в котором убит наш Господь», стал «Содомом и Египтом». Хотя здесь, при пятой трубе, мы видим аналог восьмой казни египетской, мы также видим сравнение с разрушением Содома. О кладезе говорится, что «вышел дым из кладязя, как дым из большой печи» (Откр. 9: 2). Это в точности повторяет Бытие в описании разрушения Содома: "и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи." (Быт. 19:28). Таким образом невозможно было не придти к выводу, что Иерусалим восстал против Бога и теперь обречен на гибель.
Некоторые исследователи считают также, что пятая труба описывает полную демонизацию Иерусалима перед разрушением. Хотя эта версия может показаться чрезмерной, исторические свидетельства говорят, что Иерусалим превратился в то время в очень темное и злое место. Иосиф Флавий, современник тех событий и еврейский историк, писал о том, насколько злым стал Иерусалим:
«Я придерживаюсь мнения, что если бы римляне отложили наказание этих негодяев, то или земля открылась бы и поглотила город, или он был бы сметен потопом, или испепелен огненным дождём, как земля Содома. Ибо эта земля произвела народ намного более нечестивый, чем те, кто был посещён таким образом [то есть зла было больше, чем в Содоме]."
Иными словами, как еврей он смотрел на святой город своего народа и счёл его настолько злым, что если бы Рим не уничтожил его, то бесспорно сделал бы Бог. Иосиф Флавий не был христианином, но, как сторонний наблюдатель, признавал разврат, захвативший Иерусалим и многих евреев. Нам может быть трудно в это поверить. Но сам Иисус пророчествовал, что Иерусалим и евреи станут гораздо развращённее уже в этом поколении.
Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом. (Матф.12:41-45)
Здесь Иисус не давал учения о служении освобождения или исцелении. Читая в контексте глав о суде над Израилем, Иисус объявил, что, хотя Его служение духовно очистило Иерусалим, как только Он ушёл, люди быстро наполнили Иерусалим в семь раз худшим злом! Именно это и произошло исторически, и именно поэтому Иосиф Флавий дал столь суровую оценку состоянию Иерусалима. Ясно, что саранча из кладезя представляет собой полную демонизацию Иерусалима как подготовку к его уничтожению. Хотя понимание саранчи как демонизации и не отвечает на истолкование каждой детали в этом отрывке, это хорошее начало и основа для интерпретации деталей.
ТРУБА 6: ЧЕТЫРЕ АНГЕЛА И ДВЕ ТЬМЫ ТЕМ
Шестая труба описывает два основных символа. Во-первых, она высвобождает четырех ангелов, связанных при реке Евфрат. Когда ангелы выпущены, эти ангелы (или конное войско, как он их называет в том же отрывке) убивают треть людей. Исторически, у римского генерала Тита было четыре военных легиона, дислоцированных при Евфрате, которые выдвинулись для уничтожения Иерусалима. По историческим данным мы видим, что эти ангелы означают армии Рима, идущие против Иерусалима, чтобы уничтожать и убивать.
Второй таинственный символ, используемый Иоанном «Две тьмы тем», описывающий число солдат. В отношении этого числа развелось много причудливых толкований. Некоторые английские переводчики Библии просто перемножили составляющие и сказали, что эта армия составляет 200 миллионов человек. Тем не менее, в этом отрывке мы имеем дело с пророческими выражениями, которым уже две тысячи лет, и нужно задаться вопросом: «Что означали бы два раза по десять тысяч для читателей-современников первого столетия?» В Ветхом Завете десять тысяч использовались для описания подавляющего или почти непобедимого врага. Например, «Саул поразил тысячи, а Давид - десятки тысяч» (1 Цар. 18:7, 21:11) А в этом отрывке Иоанн описывает армию числом десять тысяч по десять тысяч, да еще и дважды! По сути, это означает: «Иерусалим, для тебя нет абсолютно никакого спасения; вы полностью и бесповоротно обречены!"
Продолжение
|