Глава 2
Любите Бога и делайте, что угодно
Мое единственное призвание: созерцать Тебя.
Христианская жизнь не так уж сложна. Если мы сможем правильно понять ту часть, которая относится к любви, все остальное встанет на свои места. Святой Августин сказал: «Любите Бога и делайте все, что хотите».
К сожалению, наши устремленные маленькие души даже пытаются сделать мертвую работу из любви к Богу. Вы когда-нибудь слышали, как сварливый старый проповедник говорил вам, что «Любовь - это не чувство», и пытались делать хорошие вещи, даже когда вам это не нравилось? Для меня это похоже на стоицизм.
У меня есть очень большая проблема с акцентом на том, что "любовь - это не чувство", присутствующий во многих религиозных течениях, вызывающих чувство вины. Да верно, что мы двигаемся верой, а не чувствами, но такой язык часто используется, чтобы подавить эмоциональные проявления посвящения. Кто бы ни поносил чувства и ни приравнивал их к похоти плоти, он глубоко ошибается. Когда мы пытаемся хирургическим путем отделить чувство и эмоции от любви, чтобы определить его только, как глагол эзотерического, самоотверженного служения, мы упускаем суть. Любовь к Богу должна наэлектризовать нас, подтолкнуть нас к голоду и вызвать пламенную страсть в костях, которую невозможно угасить. Постоянное отсутствие эмоций в нашем духовном хождении часто можно определить одним простым словом: самоуспокоенность.
Определение духовного самодовольства не имеет ничего общего с отсутствием благочестивой деятельности. Но все это имеет отношение к деятельности, замещающей увлекательные отношения. Многие учат, что после того, как мы уверовали во Христа, мы должны делать много вещей. Но это не так. Согласно Писанию, после того, как мы поверили в Христа и получили Его Дух, мы должны любить Его.
Возможно, апостол Павел лучше всего изложил это в Первом Послании к Коринфянам 16:14: «Все делайте в любви».
Все наши действия должны быть погружены и вытекать из любовного транса небес. Иоанн Креста сказал: «Вечером жизни мы будем судимы только по любви» (1).
Естественно, что каждый аспект вас должен жаждать Бога. Это действительно не сверхъестественная вещь, но, скорее, это то, для чего вы созданы. Ваши отношения с Богом - это не что-то непонятное, низведенное к незримым сферам духа. Даже для непосвященного это не жуткая вещь. Даже ваше физическое тело предназначалось для пребывания, ношения Его. Он приспособил вас, как перчатку к руке. Ваши мысли, ваши решения, ваша эмоциональная жизнь и даже ваше физическое тело стремятся к гармонии, которая приходит, когда вечный Бог внутри вас и носит вас, как одежду. В самом деле, Адам носил Бога, как одежду! Он не знал, что он был голым в Эдемском саду, потому что он никогда не был голым, пока не вошел грех. Когда мы облечены Его славой, мы теряемся в божественном. Бог покоится внутри меня, и я вхожу в Него - дух, душа и тело. Давид сказал:
"Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому" (Псалом 83:3).
Даже физическое тело и душа Давида хотели пить из основанной на опыте, эмоциональной любви. Он говорит в Псалме 142:6 "душа моя - к Тебе, как жаждущая земля".
Ваше физическое тело не является злом. Суперструктуры под названием "греховная природа" или "вожделения плоти" - это зло, но Христос искоренил это на кресте (см. Кол. 2, Рим. 6 и Гал. 2:20). Бог также создал наши чувства, и сами чувства не являются злом. Не обновленный ум действительно стремится извратить и манипулировать чувствами, давая им выход там, где им не место. Но сами чувства - это дар от Бога.
"Но будьте уверены, что человеческие чувства никогда не могут быть полностью подавлены. Если им запретят их нормальный ход, они, как река, прорубают другой канал в течение всей жизни и вытекают, чтобы проклинать, разрушать и уничтожать", - пишет А.В. Тозер (2). В какой-то мере мы могли рассматривать чувства, как аморальные, но они не являются ни добрыми, ни злыми. Это зависит от того, что мы делаем с теми чувствами, куда они направлены, и принимаем ли мы решение жить в определенных чувствах, которые могут привести к хорошему или злому действию. Чувства - также красивый, встроенный термостат, которым мы измеряем духовный климат и различаем атмосферу вокруг нас.
Во многих исторических эпохах именно те люди со странностями, экстатики и сумасшедшие — те смущающие Израиля — которые обвинялись в невменяемости часто потому, что они больше полагались на духовное чутье, чем на здравый смысл, человеческие правила. Внутри них была вполне очевидная страсть к Богу, которая иногда производит отклоняющееся поведение. Посмотрите, как Иезекииль рубит волосы на ветру (см. Иез 5). Осия женится на проститутке (см. Ос.1). После их смерти, конечно, их признали обладающими истинным даром различения. Но пока они жили, эти шокирующие пророки не соответствовали культурным нормам. Необходимы пламенное рвение и эмоциональная жизнь, полностью поглощенная божественной страстью, чтобы стремиться к Богу таким радикальным способом, какой Он желает.
Нами не должны управлять наши чувства, но при этом мы не должны игнорировать их. Апостол Павел показал нам, что он не поддался негативным чувствам:
"Кто слаб, с кем бы я не чувствовал себя слабым? Кого ведут в грех, за кого бы я внутри не пламенел?" (2 Коринфянам 11:29).
Ключ к сопротивлению чувствам искушения – быть переполненным Божьим наслаждением. Когда мы культивируем образ жизни во славе, мы начинаем чувствовать то, что чувствует Бог. Мы начинаем переживать Его богатую и экзотическую эмоциональную жизнь. Наша душа должна быть переполнена удивлением и благоговением. Мы не становимся стоиками, но вместо этого мы действительно становимся живыми.
Именно наша склонность к Богу экстаза позволяет нам постоянно преобладать над грехом. Грех действительно предлагает некоторое удовольствие в течение определенного промежутка времени, но у тех, кто вкусил и увидел истинную благость Бога, он не может конкурировать с суперудовольствиями любви к Нему.
"Бог сотворил нас духовно, физически и эмоционально нуждающимися людьми. В глубинах наших сердец мы жаждем счастья. Мы желаем его, и мы глубоко тоскуем по удовольствию. Мы созданы Богом, чтобы быть ищущими удовольствия. Это само по себе не грешно; нахождение нашего удовольствия в неправедности - вот то, что греховно", - пишет Майк Бикл в "Удовольствиях Любящего Бога" (3). “Бог не призывает нас к святости, чтобы удерживать нас от жизни удовольствия. Святость не тяжелая работа. Вместо этого Бог призывает нас к святости, которая полностью высвобождает для нас бесконечное и прекрасное удовольствие вечно”.
Отвержение всех «чувств» в нашем христианском хождении только приведет нас к жизни в плохих чувствах. Разочарование. Беспокойство. Страх. Самоправедность. Скука. Гнев. Мы живем прежде всего истиной, но эмоциональное удовлетворение и святое удовольствие, безусловно, должны присутствовать. “Нель вино ла верита” - это старая итальянская пословица гласит, что “истина в вине”.
Истина - то, что освобождает нас, чтобы пережить полную и изобильную жизнь. Истина - то, что наше старое греховное я больше не существует — оно было распято вместе с Христом, и теперь мы - новые существа, которые в состоянии пережить радостную атмосферу свободной от зла жизни. Наше старое беспокойное я мертво с Христом! У нас есть свобода от ненависти, разочарования и гнева. С Ним распято и наше старое, скучное, религиозно трезвое «я»! Теперь мы свободны переживать Его радостные и экзотические эмоции.
Наш Бог - Бог сильных чувств. Эмоции Бога настолько яркие; мы не можем постигнуть даже малую часть их сложности. Все же мы можем пережить их. Песня Соломона 5:13 говорит: “Его щеки похожи на кровать специй, душистых трав". Щеки представляют собой эмоции. Все ваши эмоции видны на щеках. Божья эмоциональная жизнь богатая и пламенная. Нахождение вашего удовлетворения в Боге экстаза является секретным ключом к победе над грехом. Экзотическая эмоциональная жизнь Бога столь волнующая и захватывающая, что в сравнение с этим человечество - довольно скучное существо. Те, кто поклоняется унылому богу стоицизма — хотя они называют его христианским именем — в действительности поклоняются идолу. Это лишь тень истины. Одно дело - поклоняться Сыну Божьему по имени, но другое - знать Его характер, поклоняясь Ему и в Духе, и в истине.
Мы не поклоняемся мертвому богу на стене здания, которому не хватает чувства или сенсорного восприятия. Из-за отсутствия чувств и ощущений Он издевается над нашими безжизненными идолами:
"Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей. Для чего язычникам говорить: "где же Бог их"? Бог наш на небесах; творит все, что хочет. А их идолы - серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею. Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них" (Пс.113:9-16).
Наш Бог видит, слышит, чувствует и переживает глубокую эмоцию. К сожалению, мы часто идолизируем ложное восприятие Бога - бесчувственное, осуждающее или отчужденное существо на небе, которое оставляет нас самим разбираться с собственными проблемами. Это деистическое изображение не более реально, чем статуя из древесины или серебра. Но Бог призвал нас быть похожими на Него. Быть живыми. Мы созданы по Его подобию с сенсорным восприятием, которое позволяет нам полностью пережить и увидеть Его благость. Любой, кто смотрит прямо в лицо и переживает присутствие Бога, не может не испытывать эмоций. Поддерживая полную и чрезвычайную радость в жизни верующего, Джон Пайпер пишет:
«Не позволяйте детскому благоговению и удивлению быть забитым небиблейскими взглядами на добродетель. Не позволяйте пейзажу, стихам и музыке ваших отношений с Богом сжиматься и умирать. У вас есть способности к радости, которые вы едва ли можете себе представить» (4)
Наши сенсорные возможности для радости требуют сверхъестественной трансформации для того, чтобы быть полностью пробужденными. Ваша проблема, как христианина, никогда не будет состоять в том, что вы “чувствуете слишком много” и что вы “слишком радостны”. Ваша способность радоваться всегда будет расширяться. Вы едва поцарапали поверхность. Счастье безгранично в Боге. Как и сейчас, мы все еще онемевшие от вечной глубины божественного наслаждения, которое было нам предложено в вине нового завета Христа. Любой, кто действительно был наполнен Святым Духом, знает, что эта радость не имеет ничего общего с мягкой теологической теорией. Более того, Пайпер пишет: «Я до сих пор утверждаю, что бескорыстная благотворительность по отношению к Богу - это зло. Если вы приходите к Богу, покорно предлагая Ему в награду ваше общение, вместо того, чтобы жаждать, как награды, Его общения, тогда вы возносите себя выше Бога, предлагая себя в качестве Его благодетеля, и умаляете Его, как Нуждающегося в получении, а это зло» (5).
Служение Богу в не любящей манере не является признаком духовной выносливости, верности или благородства. Служение Богу, которое отделено от чувства удовольствия, является антихристом по природе. Бог не хочет иметь ничего общего с вашими жертвами, вашими молитвами или вашим присутствием на Его праздниках, кроме сердечной любви вашего сердца (см. Ис. 1). Иисус процитировал Исайю, когда Он сказал: "Эти люди чтут Меня устами, но их сердца далеки от Меня" (Матф. 15:8). Другими словами, Он не хочет ваших денег или ваших воскресных утр, если они не пришли, как переполнение переживания Его блаженства. Наши жизни коренятся в наслаждении Богом и радовании себя в Нем.
© Перевод Светланы Никифоровой
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|