Любовь по своей природе ищет единения. Скептик подверг бы сомнению, является ли единение важной проблемой, когда мы наблюдаем упадок нашей культуры. Разве это не банальный вопрос, особенно в такие времена? Нет, не банальный.
Сыновья и дочери Аввы, живущие в настоящем познании воскресшего Иисуса отвечают:
Единение не только превосходит любые политические, социальные, культурные и религиозные соображения, и не только наполняет их высшим смыслом, но и определяет цель самой жизни.
Приглашение к единению обращено не только к христианам с железной волей или аскетам, ищущим Бога, которые проповедуют Евангелие и получают докторские степени по богословию.
"Оно не только для известных мистиков или тех, кто творит много милостыни для бедных... Оно для нищих духом, принимающих Иисуса. Оно для тех, кто живет обычной жизнью и испытывает одиночество. Оно для всех тех, кто стар, лежит в больнице или ищет работу, и они доверчиво открывают свои сердца Иисусу и взывают к Нему об исцеляющей любви”. — Жан Ванье
Я бы добавил, что открытые объятия Иисуса никого не отталкивают: ни пьяниц, валяющихся под забором, ни попрошаек на улице, ни геев и лесбиянок в их одиночестве, ни самых эгоистичных и неблагодарных, замкнутых в себе, ни самых несправедливых работодателей, ни самых высокомерных снобов. Любовь Христа объемлет всех без исключения.
Как я уже говорил, любовь Бога – безумие!
Вот как об этом писала Катерина Дехьюик Догерти в своей книге "Евангелие без компромиссов”:
"Евангелие – это огромная, нежная, сострадательная, ласковая, экстраординарная, взрывоопасная, революционная любовь Христа”.
"И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня». (Иоанн 17:22-23
Молясь по этому отрывку Писания, я пришел к неизбежному заключению, что степень любви Аввы ко мне прямо пропорциональна Его любви к Иисусу. Например, я могу любить почтальона на 20%, а своего лучшего друга – на 90%. Но в Боге нет таких разделений: ни больше, ни меньше. Бог любит меня так же сильно, как Он любит Иисуса! Ничего себе!
Екатерина Сиенская была одной из трех женщин в Католической церкви, удостоенная титула Доктор Богословия из-за ее личной святости и глубины ее работ о духовной жизни. Она молилась:
"Когда же, Предвечный Отче, Ты сотворил это создание? … Ты показываешь мне, что Ты сотворил нас только по одной причине: в Своем свете Ты увидел Себя побуждаемым огнем Своей любви дать нам жизнь, несмотря на все зло, которое мы совершим против Тебя, Предвечный Отче. Именно огонь побуждал Тебя. О, неизреченная любовь, хотя Ты видел все злодеяния, которые Твои создания совершат против Твоей безграничной благодати, Ты действовал так, словно не видел этого и сосредоточился только на красоте Твоего творения, в которое Ты влюбился как тот, кто опьянен любовью и обезумел от нее... Ты – огонь, огонь любви, обезумевший от любви к Своему творению”. - Молитвы Екатерины Сиенской
Я верю, что только тот человек, который по-настоящему пережил общение с Богом (мистик), осмелится молиться с таким дерзновением. Основанием ее смелой молитвы было внутреннее, трансцендентное переживание. В другой книге "Безжалостное доверие” я писал о нашей насущной необходимости в художниках, мистиках и клоунах. Даже самые глубокие интеллектуальные озарения не в состоянии вдохновить на такую смелую молитву, как у Екатерины: "О, Божественный Безумец..."
"Единственное лекарство от беспокойства современного человека - это мистицизм”. — Томас Мертон
Я начал читать комментарий Томаса Броди на Евангелие от Иоанна по рекоммендации своего духовного наставника Винса Ховли. А Винс прочел этот комментарий, потому что христианский исследователь Жан Ванье, которым он сильно восхищается, написал, что из всех многочисленных комментариев на Евангелие от Иоанна, комментарий Броди был для него самым полезным.
Броди убедительно доказывает, что отправная точка богословия Иоанна – это постоянное успокаивающее единение. Ирландский библеист сначала указывает на единение Иисуса со Своим Отцом. Иоанн в начале говорит об Иисусе, как о пребывающем в "недре Отчем” (Иоанн 1:1,18). Затем Иисус говорит не только о Своем единении с Отцом, но также и о Своем единении с нами. "Устройте свой дом во Мне, как Я устраиваю Свой дом в вас” (Иоанн 15:4, перевод "Послание”). Удивительная картина возлюбленного ученика, приклонившиего голову на груди Иисуса (13:23-25) и повторение этого особенного момента почти в самом конце Евангелия (21:20), передают намерение, что постоянное успокаивающее единение – это и есть тема Евангелия от Иоанна.
Броди пишет: "Таким образом, есть некое постоянное успокаивающее единение, которое существует прежде всего в Боге, но люди могут участвовать в нем и в этой жизни и после смерти”.
Такие слова как союз, сплав и симбиоз – это намек на невыразимое единение с Иисусом, которое испытывал апостол Павел: "И уже не я живу, но живет во мне Христос” (Галатам 2:20).
Никакое человеческое слово не может хотя бы отдаленно передать таинственное и страстное желание Иисуса, чтобы мы жили в свете Его улыбки и доверяли Его слову. Но единение довольно точно передает эту идею. Это слово содержит в себе реальность, которая превосходит понимание. Это единственная реальность, которую стоит желать с любовью и терпением. Единственная реальность, перед которой мы должны оставаться очень тихими.
"Остановитесь и познайте, что Я – Бог” (Псалом 45:11)
После того, как я прочел комментарий Броди, я решил, что если бы я мог заново прожить свою жизнь, то я бы не только покорил больше гор и переплыл больше рек, не только бы встречал больше рассветов и выбросил бы свою грелку, зонт, плащ, парашют и плот; я бы не только ходил босиком ранней весной и дольше гулял на улице поздней осенью, но я бы не потратил ни на одну минуту больше на то, чтобы следить за своим духовным ростом. Ни на одну.
Джеральд Мей остро и юмористически описывает это:
" Весь процесс (саморазвития) может быть очень захватывающим и интересным. Но проблема в том, что этому нет конца. Это пустая фантазия, что если человек идет в правильном направлении и усердно трудится, чтобы познавать новое, растет и осуществляет задуманное, то он обязательно придет в пункт назначения. Никто из нас не может быть уверен в достаточной степени, где именно находится этот пункт, но он, несомненно, имеет некоторое отношение к отдохновению и покою”.
Оглядываясь назад, я понимаю, что мои нудные размышления об очистительных, просветительных и объединяющих ступенях моей духовной жизни, мой усердный поиск коротких путей к святости, моя озабоченность своим духовным пульсом и постами, умерщвлением плоти и епитимьями, привели меня к псевдо-блаженству и вопиющему заблуждению, что я надежно закрепил свое право на место в Небесной обители духовного совершенства.
Что бы я на самом деле сделал, если бы мог прожить свою жизнь заново? Прислушавшись к совету Иоанна, я бы просто делал все в любви.
В отличие от Синоптических Евангелий, Иоанн признает божественную природу Иисуса в самом первом предложении своего Евангелия. "В начале было Слово”. Опыт узнавания Бога оказался решающим в моей жизни, он был непосредственной причиной моих психологических и духовных изменений. Библеист Джон Маккензи объясняет:
"Мы узнаем, что Личность, с которой мы встретились, говорит к нашему самому внутреннему естеству, удовлетворяет наши нужды, исполняет наши желания. Мы узнаем, что эта Личность придает нашей жизни смысл. Я говорю не просто о каком-то новом смысле, потому что мы понимаем, что до нашей встречи с Ним наша жизнь вообще не имела настоящего смысла. Мы узнаем, что эта Личность открыла нам не только самого Себя, но и нашу собственную личность. Мы узнаем, что не можем быть самими собой без этой Личности. В Нем все неясное становится ясным, все неуверенное подчиняется уверенности, все ненадежное заменяется глубоким ощущением защищенности. В Нем мы узнаем, что достигли понимания многих вещей, которые сбивали нас с толку. Мы узнаем, что в Его личности есть сила и власть, которые передаются нам. И конечно же, мы узнаем, что в этой Личности мы увидели Бога и что мы не встретим Его ни в ком другом”.
Как я уже говорил, любовь по своей природе ищет единения. С благодатью узнавания Бога приходит удивительное и тревожное осознание, что Иисус, воплощение страстного желания Бога, желает нечто большее, чем близкие отношения со мной и вами. Он желает ни много, ни мало – единения с нами. И бесчисленное множество последствий такого единения разнообразны и многообразны. Сидя за компьютером и печатая слова этой книги, я понимаю, что для меня это означает жить в свете Его улыбки и доверять Его Слову.
Оставляя на мгновение свою башню экзегезы (экзегетика – толкование Священного Писания. - Примеч. переводчика), дисциплинированный и сумасбродный Броди становится лиричным:
"Единение с высшей реальностью – это не абстрактная идея; это духовное переживание, когда вы понимаете, что бесконечный Бог стоит у вашей двери и приглашает вас к полному единению. Это – внимательное отношение к настоящему, готовность в любой момент принимать реальность и радоваться даже самым простым вещам. Словами поэта Пола Мюррея: "Это мгновение, красота этого одного непримечательного мгновения.... "
"Соединяющий с Господом есть Один Дух с Господом" Мы и Бог наш Одно! Всё мое - Твоё, и Твоё - моё! Да будет в нас ум Христов, и такие чувствования как и Господа нашего! И воля Его да станет нашей волей. аминь