«И встал он, и вошел в дом. И отрок вылил елей на голову его, и сказал ему: так говорит Господь Бог Израилев: "помазую тебя в царя над народом Господним, над Израилем, и ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели; и погибнет весь дом Ахава, и истреблю у Ахава мочащегося к стене, и заключенного и оставшегося в Израиле, и сделаю дом Ахава, как дом Иеровоама, сына Наватова, и как дом Ваасы, сына Ахиина; Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее". И отворил дверь, и убежал».
Почему же Ииуйю сперва было сказано уничтожить дом Ахава, а позже, через пророка Осию, на него было высвобождено наказание (Осия 1:4)?
Ииуйю было дано двойное поручение: (1) уничтожить всех плохих и опустошить дом Ахава, и (2) отомстить за кровь, которую Иезавель пролила у пророков Иеговы. Божьим инструментом стала армия Ииуйя. Эти задачи Ииуй выполнил сполна.
Почему же тогда Бог был недоволен Ииуйем, как, кажется, предполагает Осия? Потому что, это одно быть инструментом Божьим в наказании другого человека (или группы лиц или даже народа) и другое иметь автоматическое одобрение за совершение действия в определённой манере. Например, Ассирии была назначено выступить против Израиля, но Бог не одобрял жестокий способ, которым Ассирия произвела военные действия (Исайя 10:5-19). Подобным образом Вавилону было поручено выступить против Иуды, но пришло осуждение за жестокость в войне (Аввакум 1:6, 3:13-16).
Поэтому, хотя Ииуй был послушен Божьему указанию (4 Царств 9:7), он печально ошибся в том, что убил больше людей, чем Бог назначил и сделал это с жестокостью, которая не заслуживала Божьего ободрения. Из поведения Ииуйя становится ясно, что им двигало не желание быть послушным Богу, а чисто личное честолюбие – тем самым делая его акт послушания злом. Тот же самый дух передался его потомкам в ещё большей степени.
Ииуй проявил не необходимую жестокость, когда уничтожил не только дома Ахава в Изрееле, но также монарха из Иуды, Охозию, и почти всех членов дома Давидова (4 Царств 9:27, 10:13-14). Более того, Ииуй простёр резню на всех друзей правящей семьи (4 Царств 10:11).
Наиболее очевидным является тот факт, что Божье одобрение какого-либо действия, таким образом, не несёт с собой разницы в том, как этот акт совершен и сколько других оно может включать.
(The point is most evident that divine approval for an act does not thereby carry with it in difference as to how that act is accomplished and how many others it may involve).
Hard Sayings of the Bible
|