«Он пошел и объявил отцу своему и матери своей и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену.
Отец и мать его сказали ему: разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе моем, что ты идешь взять жену у Филистимлян необрезанных? И сказал Самсон отцу своему: ее возьми мне, потому что она мне понравилась.
Отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что он ищет случая отмстить Филистимлянам. А в то время Филистимляне господствовали над Израилем».
Бог ясно запретил израильтянам жениться на хананеях (Исход 34:11-16, Второзаконие 7:1-4). Хотя филистимляне не были указаны как хананеи, на самом деле были в родстве с египтянами (Бытие 10:14). Тем не менее, похоже, что этот принцип запрета брака с филистимлянами, также как с хананеями, был основан не на расовой принадлежности, но на религии. Верующие не должны жениться на верующих.
Более того, есть неопределённость в стихе 4. Кто искал случая отомстить филистимлянам: Бог или Самсон? Еврейский текс говорит просто «он». Некоторые комментаторы, такие как George Bush, J. K. F. Keli и Andrew Robert Fauset, считают, что имеется ввиду Самсон; другие, такие как Dale Ralph Davis, Leon Wood и Luke Wiseman, считают, что подразумевается Бог.
История Самсона служит кульминационной точкой книги Судей. Рефрен книги - «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Судьи 17:6; 21:25). Повествователь Судей использует тот же рефрен, чтобы описывать Самсона в главе14. Буквальный перевод стиха 3 характеризует его требование как «возьми мне, потому что она мне понравилась». Вновь, Судей 14:7 комментирует: «она понравилась Самсону». В этой связи Самсон был типичным в этот период истории Израиля – делания своего.
Возможно лучшим пониманием этого случая «кто» или «он» в Судьи 14:4 является Иегова, поскольку другое понимание нарушит грамматическую структуру. Самсон же, похоже, управлялся скорее гормонами, чем какой-то тайной целью ради своего народа. Он делал своё. Целью было его, а не Божье.
Но кажется, что эта трудность делает этот отрывок хуже. Как же Господь может отказываться от Своих Собственный правил, чтобы исполнить некую цель, даже высшую цель?
James Jordan доказывает, что это Бог вёл Самсона к браку, даже хотя Самсон делал своё собственное. Цель такого брака, с точки зрения Джордана, был евангелизм. Если бы филистимляне приняли «оливковую ветвь» в виде этого брака и признали, что они оккупировали землю Израиля, то война бы закончилась. Но вместо этого загадка Самсона, выдвинутая на пиру (14:10-20), позволили показать истинные цвета филистимлян. Большинство израильтян не видели доминирование филистимлян как это было; они нуждались во встряске. Поскольку филистимляне приходились родственниками египтянам, пленение Израиля филистимлянам было эквивалентно пленению Египту. Львоподобный Сфинкс является защитником Египта, и это лев атаковал Самсона на пути к филистимлянам.
Но утверждения Джордана кажутся невразумительными и слишком зависят от символизма – особенно когда возникают определённые теологические трудности. Его решение кажется слишком хитросплетённым, когда судится с внешней точки зрения.
Более лучший вариант Dale Ralph Davis. Для него, тот, кто искал случая отомстить филистимлянам, был Иегова. Но это не значит, что Бог не осуждал всё, что Самсон делал или каким образом делал. Дэвис говорит: «Многие христианские родители находятся в том же положении, что и Манной и его жена. Хоть они и осознавали свою греховное несоответствие, они верно учили, молились, дисциплинировали и любили своего сына или дочь, чтобы увидеть как ребёнок добровольно отвернётся от путей Господа. Никто не может отрицать, что это ужасно. При это не стоит забывать стих 4: «Отец его и мать его не знали, что это от Господа». То, что мы ещё не знаем, может стать нашим большим утешением» [Dale Ralph Davis – «Such a Great Salvation»].
Грех Самсона не нужно связывать с Господом, но избавление Израиля через Самсона было от Господа. Помните, что язык Священных Писаний часто приписывает непосредственно Богу то, что Он просто допускает.
Определённо, Самсон был направлен Богом найти случай отомстить филистимлянам и вывести Израиль из под их гнёта. Но Самсон не позаботился, чтобы вопросить Господа о том как, или каким допустимым способом он мог бы это сделать. Мы не находим, чтобы он вопрошал, как его потомок Самуил: «Говори, Господи, раб твой слушает». Не искал он и Божьего водительства, когда его родители засомневались в его выборе невесты среди филистимлян. Всё, что значило – это его желание, поскольку это понравилось ему. Стоит ли удивляться тогда, что он всего лишь начал освобождать Израиль от филистимлян. Возможно, его потенциал к большему был сокращён его норовом и тем, что он слишком глубоко вкусил культурные аппетиты своего времени.
Заключение таково, что Самсон не был направляем или искушаем Богом, чтобы сделать то, что Бог специально запретил в Своём Слове. Бог хотел поражение филистимлян, но не давал Самсону карт-бланш. Более того, Божье благословение одного или нескольких аспектов жизни человека не указывает на то, что всё, что делает этот человек, одобрено. Самсон был явно упрям в своём решении, и он не стал слушаться своих родителей или Бога. Но не глупость Самсона, ни его упрямство не помешали исполниться плану Божьему.
См. также комментарий на Бытие 50:19-21.
Hard Sayings of the Bible
|