Всем Шалом....На днях услышала из уст одной сестры такие слова: «Пастырь это глава Церкви и нам важно полностью ему подчиняться и послушаться, чтобы он ни сказал....Бог его поставил главным, а наша задача подчинятся» … я слушала и думала ОТКУДА ОНА ЭТО ВЗЯЛА? Хотя я понимаю, что множество церквей построены именно по такой структуре. Как лихо эта тема проникла в Тело Христа и сегодня мы имеем не Тело Христа, а авторитарную систему управления одним человеком, вокруг которого все крутится и ему все подчиняется... В некоторых местах конечно есть советы старейшин, но не везде.
Давайте рассмотрим основное место Писания, на котором строят систему подчинения одному человеку в церкви, а именно пастору:
1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: 2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду; 4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. 5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (1Пет 5:1)
По какому то странному стечению обстоятельств через это место Писания было решено, что пастор главная фигура и есть некие младшие, которые им должны подчиняться. Но вот что интересно, что нигде в Писании не написано, что пастор Глава церкви, как принято считать и говорить. В Библии написано, что Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф 5:23) Он глава, а мы Его Тело...
Давайте разберемся. Если мы посмотрим эти места Писания в греческом переводе, то мы увидим, что там нет слова ПАСТОРА, везде где мы читаем слово пастор - написано слово СТАРЕЙШИНЫ.
Петр призывает младших (обратите внимание, что не всех) в церкви повиноваться старейшинам (во множественном числе). Итак кто эти младшие и что значит повиноваться?
Если вы прочитаете все наставление Апостола Петра в контексте, то он очень четко озвучивает, что старейшины никоим образом не могут ГОСПОДСТВОВАТЬ над общиной, но как пастухи заботиться о людях. А мы с вами понимаем, что призыв к безропотному послушанию и подчинению — это в определенном смысле и есть желание господствовать над людьми … Если ты считаешь, что то, что ты сказал обязаны выполнить, то ты Господствуешь над человеком и не оставляешь ему право выбора... Но даже Господь дает право выбора человеку, хотя и мотивирует выбрать ЖИЗНЬ (Втор.30:19). Петр пишет, что забота о стаде Божьем — не говорит о том, что это склонять людей к подчинению и беспрекословному послушанию, но подавать им пример. Подчинение и послушание относится к тому, КТО ВЫБИРАЕТ ПОДЧИНИТЬСЯ и ПОСЛУШАТЬСЯ.
Петр не говорит чтобы старейшины подчинили себе младших, но он обращается к младшим. Просто уловите разницу.
Так о чем же говорит Петр?
Как я вижу из контекста, то младшие это люди, которые недавно вошли в христианское сообщество и не возросли духовно.
νεώτεροι, (нэОтэрой ) -младшие
перевод - молодой, юный; юноша; новый, недавний
πρεσβυτέροις. (прэсбютЭройс) -старейшинам.
Перевод - старец, старейшина, пресвитер; ж.р.старица.
И что значит ПОВИНОВАТЬСЯ?
υποτάγητε (гюпотАгэтэ) - будьте подчинены
интересное обьяснение этого словосочетания - помещать себя ниже:стать за кем-либо, то есть укрыться за чьей-либо спиной; ставить что-либо на втором месте;
То есть, Петр рекомендует людям, которые недавно пришли ко Христу, которые молодые или новички в Теле Христа подчинить себя более зрелым в Господе людям, укрыться за их спиной, почитать себя ниже... И далее Петр уточняет ПОДЧИНЯЯ СЕБЯ ДРУГ ДРУГУ...
Спросите себя, как на основании этих мест Писания, можно было создать «доктрину», что пастор самая главная фигура в церкви, которой все должны безоговорочно подчиняться? Я ничего ни в коем случае не имею против пасторов, я их люблю ))) Но речь сейчас о другом. О том, что данное учение поломало не мало судеб. Когда не зрелые пастора злоупотребляли властью и служили не с усердием, а с корыстью и это привело к падению целых служений, потому что люди были научены бесприкословному послушанию. Что мы видим и в наши дни, будем честными.
Как Господь видит управление в Теле Христа? Из Писания мы видим, что Господь поставил для назидания Тела Христа так называемое 5-гранное служение... Откуда мы это знаем, потому что написано:
И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
(Еф 4:11-13 )
Возможно для вас будет потрясением узнать о том, что это единственное место в Библии которое говорит именно о пастырях (именно в переводе Пастырь, не считая конечно мест, где речь идет о Господе) ...Более того, мы не видим здесь, что Пастырь выше Апостола или Учителя или Евангелиста или Пророка... Так же я не уверенна на 100%, что можно утверждать, что дар Пастыря и Старейшина — это одно и тоже. А если бы и так (как некоторые считают), то в этом месте мы видим , что Господь дал дары служения для созидания Церкви - и что все 5 даров имеют равное призвание и позицию в Теле Христа...
Но если мы оглянемся вокруг, то увидим, что все церкви строятся по одному принципу, где ПАСТОР ГЛАВНЫЙ , а остальные дары у него в подчинении... Я думаю, что подобная структура была разработана еще в старые времена, чтобы было легче управлять людьми и держать их в узде, если мы внимательно почитаем деяния Апостолов, то увидим, что перво-Апостольская церковь имела общинный характер, строилась на учении и постановлении Апостолов и Старейшин (Деян.15:2,4,6,23)... Если вы пройдетесь по Деяниям (не поленитесь и сделайте это), то вы совершенно четко увидите, что все время речь шла о ГРУППЕ людей, которые были управителями в церкви. И именно о старейшинах Апостол Павел говорит, чтобы им оказывали сугубую честь (в ориг. двойную цену или попечение), особенно тем, кто служит в УЧЕНИИ и СЛОВЕ (1 Тим.5:17).
Иаков учит, что если есть проблемы, то нужно призвать СТАРЕЙШИН церкви ( то есть не одного кого то, но их была группа, не было выше или ниже по статусу)
Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. (Иак 5:14)
В Библии я не нахожу, что церковь управлялась авторитарно одним человеком и его должность была ПАСТОР... Если вы найдете нечто подобное, то дайте мне знать. Возможно я пропустила.
Теперь кто то может сказать: " ну и как ты видишь Церковь?"...
Хороший вопрос... Дело в том, что Церковь будет функционировать правильно и так как было изначально запланировано только там, где люди будут искать не своего (амбиций, желаний, главенства и так далее), но того, что угодно Господу... Служитель от Бога должен быть способен увидеть в людях дары, помочь им развиться и разделить с ними ответственность служения, доколе тело Христа не придет к совершенству.
Господь не видел свою Церковь как место, где во главе пастырь, группа лидеров и группа прихожан-захожан. Вся церковь — это Тело Христа и у каждого члена есть свое дарование и функция, которыми они призваны служить Телу…
Божья церковь в ее изначальном плане — это церковь построенная на взаимоскрепляющих связях, где все Тело функционирует СЛУЖА ДРУГ ДРУГУ как единый организм, который являет Христа этому погибающему миру.
Давайте просто увидим это в СЛОВЕ.
Посему ПРИНИМАЙТЕ друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.(Рим 15:7)
ПРИВЕТСТВУЙТЕ друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
(Рим 16:16)
НОСИТЕ БРЕМЕНА друг друга, и таким образом исполните закон Христов.(Гал 6:2)
но БУДЬТЕ друг ко другу ДОБРЫ, сострадательны, ПРОЩАЙТЕ друг друга, как и Бог во Христе простил вас.(Еф 4:32)
Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; НАУЧАЙТЕ и ВРАЗУМЛЯЙТЕ друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.(Кол 3:16)
О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом ЛЮБИТЬ друг друга,
(1Фес 4:9)
Посему УВЕЩАВАЙТЕ (утешайте) друг друга и НАЗИДАЙТЕ один другого, как вы и делаете.
(1Фес 5:11)
Но НАСТАВЛЯЙТЕ друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
(Евр.3:13)
Никогда не было в планах Божьих, чтобы один человек авторитарно стоял во главе церкви и сосредоточил все управление в общине в своих руках. И был тем, кто в одиночестве увещевает, наставляет, утешает и все о чем мы выше читали. Все члены тела Христа призваны СЛУЖИТЬ ДРУГ ДРУГУ, среди которых 5 гранное служение и старейшины призваны направлять Церковь в этом, служа Телу Христа в Божественном тандеме в единстве Духа. Не один кто то, но ГРУППА.
Именно так я вижу в Писании церковь Христову...и каждый должен для себя решить КАК и ЧТО ОН БУДЕТ СТРОИТЬ... Будет строить свое царство, где будет властвовать и управлять наследием Божьим. Или будет помогать Телу Христову развиваться, чтобы ВСЕ ТЕЛО было как единый организм, давая возможность каждому члену возрасти и стать способным служить друг другу теми дарами, которые Господь им дал.
Я верю, что Церковь стоит в определенном смысле на пороге реформации, когда в Теле Христа должно подняться и функционировать ПЯТИГРАННОЕ СЛУЖЕНИЕ...
Есть конечно некоторые (будем позитивными) пастыря, которым не выгодно, чтобы пятигранное служение функционировало в Церкви, им выгодно держать Тело не зрелым, чтобы не лишиться власти и привилегий... НО важно осознать, что все мы предстанем на суд Христов и дадим отчет за то, что мы делали или не делали...
Конечно эта мысль реформистская, но тем не менее... я призываю вас запустить хотя бы процессы изменения в умах, и поразмышлять над этим, чтобы увидеть глазами Духа какой должна быть церковь Христова...
Отдельное пожелание моего сердца пастырям,
которые стоят во главе церкви сегодня.
Друзья, вам важно понять и увидеть, что функциональность пятигранного служения и служение старейшин в общине поможет вам в полноте исполнить свое призвание и разделит с вами ваши трудности. Оно сохранит вас от падений, обольщения и искушений. Не только вы будете служить людям, но и вам смогут послужить. У советующихся мудрость. Конечно у всех вас есть старший пастор, который вас покрывает и консультирует (обычно так)))), НО он не прибывает рядом с вами постоянно и не взаимодействует с вами в служении в вашей церкви и может не увидеть тот момент, когда вам необходимо послужить Словом или обличением. Мы знаем много примеров, когда пастора в авторитарных структурах церкви падали и их старшие пастора этого даже не знали. Но если рядом с вами будут соработники, а не послушные подчиненные, то это будет для вас благословением. Примите эти дары (апостолов, пророков, евангелистов и учителей) в вашем служении и в вашей жизни и я верю, что это будет благословением как для вас и так и для всего Тела Христа.
Понятно, что такая реформация не делается в один день. И пастору нужно быть достаточно мудрым и сильным, чтобы реформировать церковь и при этом не только делегировать ответственность, но и полномочия и привилегии)))) Но если церковь начнет хотя бы думать в этом направлении, то через время это будет возможным. Если вы конечно хотите созидать тело Христа, а не организацию. Потому что полнота возрастания в образ Христа придет именно через взаимодействие всех 5 даров. Это будет "полноценное питание" для Тела.
Всех люблю, желаю каждому войти в полноту призвания Христа
Рут Эстер
|