«И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню;
и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня.
Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась.
И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее».
Если Моисей написал книгу Второзакония, и даже само Пятикнижие, как же он смог написать о своей собственной смерти? Более того, как он смог описать не только свою смерть, но и общее расположение своего погребального участка, с добавлением знания того, что никто не знал, где он находится «даже до сего дня», и что бы это значило с точки зрения Моисея, написавшего это, наряду со скорбным процессом, который произошел после этого. Как это вообще возможно?
Некоторые хотят поспорить, что Моисей не был автором этой последней главы Второзакония. Есть слишком много выражений, которые имеют мало смысла, если их поместить в уста Моисея. Например, фраза «даже до сего дня» (Второзаконие 34:6), «И не было более у Израиля пророка» (Второзаконие 34:10) и «и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Второзаконие 34:12). С другой стороны, такие выражения должно быть изложены вместе с другими «пост-Моисеевскими» такими как Числа 12:3 и рассматриваться как дополнения, которые были добавлены позже последним автором под вдохновением Духа Божьего или как раннее толкование, которое было привнесено в текст при Божественном одобрении.
Древние евреи считали, что Иисус Навин был одним из тех, кого Дух Божий наделил властью добавлять утверждения, такие как во Второзаконии 34, к книге Моисея. Доказательство этой точки зрения, которая также поддерживается большим количеством евангелических верующих, находится в И. Навине 24:26: «И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия» (по мнению многих, подразумевается Пятикнижие).
Если это правильное предположение, тогда Моисей не писал Второзаконие 34, предсказывая свою смерть и последующие события. Наоборот, это был его заместитель, Иисус Навин, который взял на себя ответственность по водительству Святого Духа.
Hard Sayings of the Bible
|