«Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь»
Важность этой фразы подтверждается её появлением в таких более поздних текстах как Иезекииль 20:11, Лука 10:28, Римлянам 10:5 и Галатам 3:12. Но это также трудно для понимания. Кажется, что этот текст предлагает альтернативный метод достижения вечной жизни, даже если это теоретически. Правда ли, что в Ветхом (ВЗ) или Новом Завете (НЗ) человек мог получить вечную жизнь через совершенное соблюдение закона Божьего? По-другому говоря, можно ли прочесть это как: «делай это и получишь [вечную] жизнь»?
К несчастью, очень многие учителя Писаний безосновательно заверяют, что слова «будет жив» значат «вечная жизнь приобретается через соблюдение законов Божьих». То есть, если человек соблюдает постановления в совершенстве, то тем самым получает вечную жизнь.
Но такое утверждение не учитывает огромное количество противоположных доказательств и прежде всего, что преимущества Божьего плана обетования для верующих ВЗ не были ничем обусловлено, не говоря уже о послушании. Такая позиция обращает безусловное слово благословения, которое Бог дал Аврааму, Исааку, Иакову и Давиду.
Но что на счёт заявления «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой» из Исхода 19:5, Левитам 26:3-13 и Второзаконие 11:13-15 и 28:11? Не ясно ли эти тексты говорят, что без послушания спасение невозможно?
«Если» подразумевает условность, но условие к чему? Оно было условие только к получению полной выгоды от взаимоотношений, начатых по вере и бесплатно данных Богом. Израиль должен слушаться Божьего гласа и соблюдать Его завет и постановления, не «для того чтобы» установить свою новую жизнь в Боге, но «дабы» (Второзаконие 5:33) они могли пережить эту новую жизнь, начатую в вере.
Самый контекст этого стиха выступает против дел ради спасения. Во-первых, Левитам 18 начинается и заканчивается с теологического утверждения, что у слушателей Господь является их Богом. Таким образом, это наставление имеет дело скорее с очищением, чем с оправданием.
Во-вторых, «вещи», которые они не должны были делать, относились к обычаям и ритуалам; вкратце, языческому идолопоклонству египтян и хананеев. Весь этот мир находиться вне вопроса спасения.
В-третьих, никогда в ВЗ или НЗ невозможно было угодить Богу внешним исполнением дел; дела лишь подтверждали первичное намерение сердца. Например, обрезание плоти без обрезания сердца было пустым делом.
Фактически, наш Господь удвоил деяния и сердце, когда народ заявил: «Всё, что говорит Господь, сделаем». Определённо, кто-то назовёт такое заявление опрометчивым, осуждающим людей на невозможность сделать то, что они никогда не будут способны.
Но наш Господь не видит это таковым. Скорее, Он говорит многими другими словами: «о, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни». Наш Господь связывает дела с сердцем. Он никогда не упрекал их, говоря: «О, что за заблудший народ! Разве вам не был дан список законов, как на земле войти в небеса, соблюдая все постановления?» Нет ни единого слова об этом. Поэтому, этот стих невозможно применить как гипотетическое предложение для спасения через дела.
Кто-то может поспорить, что слова «жив будет им», процитированные в Римлянам 10:5 и Галатам 3:12 определённо значат в этом контексте, что спасение было «по средством» дел (инструментальное использование предлога). Я отвечаю, что это выражение должно быть переведено как жив «в сфере их» (местное использование предлога).
Моисей, поэтому, не описывает средство достижения спасения, но лишь горизонт внутри земной, благочестивой жизни, которой надо жить.
См. также комментарий на Бытие 26:3-5, Михей 6:6-8, Филиппийцам 2:12-13, Иакова 2:24.
Hard Sayings of the Bible
|