Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста.
Вопросы с деньгами разделяют друзей, а когда дело доходит до отношения к денежной выгоде с библейской точки зрения, то и толкователей! Действительно, тот «кто серебра своего не отдает в рост», согласно Псалму 14:5, является богоугодным человеком, который также «не принимает даров против невинного». Но то, что не сразу заметно, это то, что заёмщик обычно описывается как тот, кто нуждается и не способен поддержать себя. Этот момент отражен в двух из трёх основных местах на эту тему: Исход 22:25 и Левитам 25:35-37 (третье место – это Второзаконие 23:19-20).
Причина для такого строго запрета против наживы была в том, что слишком многие в Израиле использовали этот метод, чтобы не помогать бедным и своим согражданам. Второзаконие 23:20 говорит: «иноземцу отдавай в рост». Очевидно, что это тоже самое, что и кредитование в бизнесе или инвестиция. Иноземец подпадает по категорию «пришельца», который постоянно проживает среди израильтян. Но закон защищает «пришельца» с теми же привилегиями что и израильтян в вопросе займа в рост с бедного (см. Левитам 25:35).
Конечно же, любая нравственность осуждает большую наживу. Притчи 28:8 предупреждают: «Умножающий имение свое ростом и лихвою соберет его для благотворителя бедных». Пророк Иезекииль также описывает «праведного» человека как того, кто «в рост не отдает и лихвы не берёт» (Иезекииль 18:8, см. также 18:13, 17; 22:12).
То, что изменило настроение в наше время в отношении законных форм извлечения прибыли, так это восприятие природы и использования денег. Во-первых, заём сегодня просто необходим для многих целей. В те же времена этот вопрос был крайней и исключительной необходимости, которые заставлял человека заимствовать. В таких случаях одолжить другому было состраданием. Люди должны были помогать друг другу, не используя несчастье своего соседа как возможность быстро и законно извлечь выгоду.
В современные времена заём/кредит требуется принципиально как средство увеличения капитала. Без увеличения капитала невозможно увеличивать доход. Но в древние времена так не было. Заём тогда был практически исключительно на цели облегчения нужды или крайней бедности.
Хотя еврейский язык использует два разных термина для займа в рост, сомнительно, что можно различать между ними, как между займом на долгое и короткое время, или чрезмерным ростом против небольшого роста при возврате за использования денег. Нельзя также сказать, что одно относиться к предмету, взятому в займы, а другой – к методу, по которому был вычислен кредит. Это разумно, что доход с займа по-прежнему одобрен для тех предприятий, которые не пытаются обойти свои обязательства перед бедными. Этот тезис был иносказательно подкреплён Иисусом в истории об ободрении торговой прибыли в Матфея 25:27 и Луке 19:23.
Одобрение займа денег церкви или христианской некоммерческой организации с процентами также весьма спорный вопрос. Некоторые считают, что служения, которые приглашают «инвестиции» с предложением выплачивать основную сумму с процентами, могут оказаться вынужденными платить проценты из десятины, таким образом обкрадывая Бога.
Если причина для запрета всем церквям брать займы в том, что верующие не должны наживаться, тогда можно возразить, что это не библейская причина. Писание обеспокоено тем, что мы уклоняемся от наших обязанностей перед бедными, находящимися в нашей среде. Абсолютный запрет на одалживание ради наживы верующим не отображается в Писании. Нельзя сказать, что нет других трудностей в этой дискуссии. Они есть. Неправильное употребление десятины будет самым серьёзным вопросом. Однако поскольку служения, похоже, растут в пропорции с их средствами и возможностями, может приниматься решение о строительстве наперёд, чтобы в дальнейшем расширить своё служение и базу поддерживателей. Такое расширение не просто оправдано, но и является вполне уместной практикой хорошего христианского служения.
Библия, главным образом, беспокоится о спекулятивной ссуде, которая должна быть благотворительной, не имеющей наживы. Как только это требование будет удовлетворено, должны быть соблюдены и другие принципы христианской морали, но давление больше не будет заключаться в том, чтобы порицать любою форму наживы как таковую.
Кто берет в займы становится рабом , тот кто дает врядли получит назад свое. Обман и воровство процветает среди верующих. Вопрос, кто давал в займы часто ли получал обратно ? И тот кто брал вернул ли долг ?
Автор пишет: "Во-первых, заём сегодня просто необходим для многих целей."
Необходим ли? И для каких именно целей? Весь вопрос в том, как сегодня учат в церкви о деньгах. Не только, о десятине или как жертвовать, или как помогать бедным в своей же общине. Очень часто верующие идут на поводу своих неоправданных желаний и эмоционального давления (сама через это проходила) набирают долгов, там, где это и не надо было, не спрашивая Господа, не выдержав паузу, без мира в сердце......без трезвого обсуждения и совещания.
Цитата автора: "Абсолютный запрет на одалживание ради наживы верующим не отображается в Писании." "Неправильное употребление десятины будет самым серьёзным вопросом." Да! Поистине возникает дилемма.........
И дальше автор говорит: ---"Однако поскольку служения, похоже, растут в пропорции с их средствами и возможностями, может приниматься решение о строительстве НАПЕРЁД ?, чтобы в ДАЛЬНЕЙШЕМ ? расширить своё служение и базу поддерживателей. Такое расширение не просто ОПРАВДАНО ?, но и является вполне уместной практикой хорошего христианского служения."
Может уместнее будет перечитать Слово, которое на всякий случай предупреждает:
"Теперь послушайте вы, говорящие: сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль. Вы, которые НЕ ЗНАЕТЕ, что случится ЗАВТРА........ Вместо того чтобы вам говорить: если УГОДНО БУДЕТ ГОСПОДУ!!!!!!...... Вы по своей надменности ТЩЕСЛАВИТЕСЬ!!!!!!!!........" Послание Иакова 4:13 –16
Думаю, здесь кроется причина и мотив ко всем займам/кредитам и прибылям, грандиозным финансовым планам в христианской среде. Очень полезно советоваться с Господом, особенно в наше экономически не стабильное время.
Под законом старались придерживаться морали,не имея живых отношений с Богом. Поэтому главное в бизнесе было "оставаться в рамках" . Теперь же все по-другому!!! Должно быть все по-другому!!! Иначе нет никакого смысла в христианстве..
Только говорится и поется,что Иисус глава церкви и Господин,а на деле церковь сама по себе, и сама решает чем ей заниматься,где занимать деньги, при этом стараясь просто сохранять моральные нормы. Вернее решает руководство церкви. А отдавать кто будет?
Я так понимаю,если Иисус глава церкви,то Он и решает,что нужно,а что нет. И Сам обеспечивает. Часто в церкви есть служения,которые придумали люди. И потом думают где взять на это деньги...Для меня было странно,когда в церкви решили перенять опыт одной церкви в Питере. И сделать такое же служение,как у них. На которое не было ни денег,ни желающих.. И выглядело все как добровольно-принудительное мероприятие,которое в итоге не состоялось.А у Бога не спросили...Церковь начинает выглядеть,как крупная благотворительная организация. А не как Живое Тело Христа. Поэтому сложилось такое мнение.