Библия о плоской земле
© 1987, 1995 Роберт Дж. Шадевальд
Перепечатано из бюллетеня общества Tychonian № 44 (июль 1987)
Когда я впервые заинтересовался плоской землей в начале 1970-х, я с удивлением узнал, что учение о плоской земле в англоязычном мире всегда было полностью основано на Библии. С тех пор я собрал и прочитал обширный набор литературы о плоской земле. Библейские аргументы в пользу плоской земли, главным образом, взяты из моего чтения литературы о плоской земле, дополненной моим собственным чтением Библии.
И те, кто верит в безошибочность Библии, и общественное мнение считают, что Библия описывает неподвижную землю. На Национальной Конференции Библейской Науки в 1984 годе в Кливленде геоцентрист Джеймс Н. Хансон сказал мне, что есть сотни мест священного писания, которое указывают на то, что земля неподвижна. Я полагаю, что некоторые, должно быть, немного расплывчатые, но вот несколько очевидных текстов:
1 Паралипоменон 16:30: "Он основал вселенную, она не поколеблется".
Псалом 92:1: "вселенная тверда, не подвигнется"
Псалом 95:10: "тверда вселенная, не поколеблется"
Псалом 103:5: "Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки"
Исайя 45:18: "Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее"
Этого достаточно, чтобы сказать, что земля, представленная сторонниками теории плоской земли, неподвижная; то же самое считает и любой геоцентрист. Большинство (возможно, все) мест священного писания, обычно цитируемые геоцентристами, было также процитировано сторонниками теории плоской земли. Теория плоской земли - геоцентрическая с дальнейшими ограничениями.
Подобно геоцентристам, защитники плоской земли часто дают длинные списки текстов. Самуил Бирли Роуботам, основатель современного движения теории плоской земли, процитировал 76 мест священного писания в последней главе монументального второго издания "Земля - не шар". Апостол Антон Дармс, ассистент преподобного Уилбура Гленна Волива, самого известного в Америке сторонника плоской земли, скомпилировал 50 вопросов о создании и форме земли, подкрепив свои ответы до 20 мест писания на каждый. Вместо того, чтобы представлять исчерпывающее резюме священного писания о плоской земле, я сфокусируюсь на тех, которые кажутся мне самыми сильными. Я также прокомментирую некоторые попытки найти шарообразность земли в Библии.
Библейские цитаты, если не указано иное, - из Новой английской Библии. Еврейские и греческие переводы - из Полного Согласования Библии Стронга. Библейская космология явно никогда не утверждается, поэтому она должна быть собрана из разрозненных отрывков. Библия - это составное произведение, таким образом, нет никакой априорной причины, почему космология, принятая ее различными писателями, должна быть относительно непротиворечивой, но это так. Библия, от Бытия до Откровения, - книга о плоской земле.
Это и не удивительно. Соседями древних евреев были египтяне на юго-западе и вавилоняне на северо-востоке. У обеих цивилизаций была космология плоской земли. Библейская космология близка шумеро-вавилонской космологии, и она также может отражаться на египетской космологии.
Вавилонская вселенная была сформирована, как современный куполообразный стадион. Вавилоняне считали землю в основном плоской, с континентальной массой, окруженной океаном. Свод неба был физическим объектом, опирающимся на воды океана (и возможно также на столбы). Сладкие воды (не содержащие соли) воды под землей иногда проявляются в виде родников. Египетская вселенная была также огорожена, но она была прямоугольной, а не круглой. Действительно, она была сформирована так, что очень напоминала старомодный квадратный чемодан. (Египтяне изобразили богиню Нут, растянутую по небу, как закрытый купол), Каковы были еврейские представления о вселенной?
Порядок создания
История творения в Бытие дает первый ключ к еврейской космологии. Порядок создания не имеет никакого смысла с обычной точки зрения, но совершенно логичен с точки зрения плоской земли. Земля была создана в первый день, и она была "безвидна и пуста" (Бытие 1:2). Во второй день свод - «твердь» по версии короля Иакова - был создан, чтобы разделить воды, некоторые были выше и некоторые ниже свода. Только в четвертый день были созданы солнце, луна и звезды, и они были размещены «в» (не «выше») своде.
Небосвод
Небосвод - решающее понятие. Слово «твердь» появляется в версии короля Иакова в Ветхом Завете 17 раз, и в каждом случае оно переведено с еврейского слова ракиа, которое означает видимый купол неба. Слово ракиа пришло от риккуа, означающего «выкованный». В древние времена медные предметы были или отлиты в форме, или ковались на наковальне. Хороший ремесленник может выковать из глыбы литой меди тонкую чашу. Так, Елиуй спрашивает Иова: "Можешь ли вы выковать [ракуа] свод небес, как это сделал Он, твердые, как литое зеркало?" (Иов 37:18).
Вопрос Елиуя показывает, что евреи считали небосвод твердым, физическим объектом. Такой большой купол был бы огромным подвигом инженерии. Евреи (и предположительно, Сам Яхве) именно так это и рассматривали, и этот пункт втолковывается пятью местами писания:
Иов 9:8 "Он один распростирает небеса" [шамаим].
Псалом 18:1 "Небеса (шамаим) проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (ракиа)".
Псалом 101:26 "небеса (шамаим) - дело Твоих рук".
Исайя 45:12 "Я - Мои руки распростерли небеса (шамаим), и сделали так, что все воинство их сияет".
Исайя 48:13 "Моя десница распростерла небеса (шамаим)".
Если эти стихи о простой иллюзии свода, тогда тут, безусловно, много шума из ничего. "Шамаим" происходит от "шамех" - корень, означающий "быть очень высоким". Это буквально означает небо. Другие отрывки довершают картину неба как очень высокий, физический купол. Бог "сидит на троне на куполообразной крыше земли [чааг], чьи жители похожи на саранчу; Он распростер небеса (шамаим), как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья [Исайя 40:22]". "Чааг" буквально означает "круг" или "охваченный". В более широком смысле это может означать округлость, как в округленном куполе или своде. Иов 22:14 говорит, что Бог "ходит [только] по небесному кругу" [чааг]". В обоих стихах использование чааг подразумевает физический объект, на котором можно сидеть и ходить. Аналогично, контекст в обоих случаях требует возвышения. В Исайи из-за возвышения люди, которые находятся ниже, выглядят маленькими, как саранча. В Иова глаза Бога должны проникнуть через облака, чтобы рассмотреть деяния людей, которые находятся ниже. Возвышение также подразумевается в Иова 22:12: "Конечно, Бог в зените небес [шамаим] и смотрит вниз на все звезды; высок, как они".
Эта картина космоса подкрепляется видением Иезекииля. Еврейское слово ракия появляется пять раз в Иезекииля, четыре раза в Иезекииля 1:22-26 и однажды в Иезекииля 10:1. В каждом случае контекст требует буквального свода или купола. Свод появляется над "живущими существами" и блестит, "как слой льда". Над сводом трон из сапфира (или ляпис-лазурь). Сидящий на троне "подобный человеку", который сияет и "как вид славы Господа". Короче говоря, Иезекиль видел видение Бога, сидящего на троне на небосводе, как описано в Исайи 40:22.
Форма земли
Кроме купола, неотъемлемая плоскостность поверхности земли подтверждается такими стихами, как Даниила 4:10-11. В Даниила царь "видел дерево большой высоты в центре земли... достигающего вершиной неба и видимое до самых дальних границ земли". Если бы земля была плоской, достаточно высокое дерево было бы видимо до "самых дальних границ земли" но это невозможно на сферической земле. Аналогично, в описании искушения Иисуса сатаной, Матфея 4:8 говорит: "Еще раз, дьявол взял его на очень высокую гору и показал ему все царства мира [вселенной] в их славе". Очевидно, это было бы возможно, только если земля была плоской. То же самое верно для Откровения 1:7: "Увидьте, Он идет с облаками! и узрит Его всякое око".
Небесные тела
Евреи считали небесные тела относительно маленькими. История создания в Бытие указывает на размер и важность земли относительно небесных тел двумя способами, сначала согласно порядку их создания, и, во-вторых, их позиционными отношениями. Они должны были быть маленькими, чтобы поместиться внутри небесного свода. Небольшой размер также подразумевается в Иисуса Навина 10:12, который говорит, что солнце остановилось "в Гаваоне" и луна "над долиною Аиалонскою".
Далее, Библия часто представляет небесные тела, как экзотических живых существ. Например, "Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его" (Пс.18:5-7). Звезды - антропоморфические полубоги. Когда краеугольный камень земли был положен, "утренние звезды пели вместе, и все сыны Божии восклицали" (Иов 38:7). Утренняя звезда порицается за попытку установить свой трон выше других звезд:
"Ты думал в своем собственном уме: "Я залезу на небеса; я установлю свой трон высоко над звездами Бога, я буду сидеть на горе, где боги встречаются в далеких углублениях севера. Я поднимусь высоко над облачными грядами и сделаю себя, как самого высокого" (Исайя 14:13-14).
Второзаконие 4:15-19 признает богоподобный статус звезд, отмечая, что они были созданы для других народов для прославления.
Звезды могут упасть с небес по словам Даниила 8:10 и Матфея 24:29. Та же самая идея найдена в следующих извлечениях из Откровения 6:13-16:
...звезды на небе упали на землю, как фиги, разрушенные бурей; небо скрылось, свернувшись, как свиток..., они обратились к горам и скалам: "Падите на нас и сокройте нас от лица Того, который сидит на троне..."
Это согласовывается с еврейской космологией, ранее описанной, но это смехотворно в свете современной астрономии. Если бы одна звезда, уже не говоря обо всех звездах в небе, "упала" на землю, никто не кричал бы ни с какой горы или скалы. Писатель считал звезды маленькими объектами, все из которых могли упасть на землю, не уничтожая человеческую жизнь. Он также рассматривал небо, как физический объект. Звезды в небе, и они падают, прежде чем небо открывается. Когда оно раскрывается, показывается Сидящий на троне, находящимся сверху (см. Исайю 40:22).
Более слабые аргументы
Сторонники плоской земли также предлагают некоторые библейские аргументы, которые (по моему мнению), слабы, неоднозначны, ошибочны или не актуальны. (Как ни странно, именно с ними апологеты сферичности обычно предпочитают иметь дело в опровержении плоскости земли!). Слабые и неоднозначные аргументы могут помочь поддержать совокупную картину, но недостаточны сами по себе.
Один из более слабых библейских аргументов - то, что у неба буквально есть отверстия (окна), которые Бог может открыть, чтобы позволить водам сверху падать на поверхность в виде дождя (см. Бытие 7:11, Бытие 8:2, Исайя 24:18-19, Иеремия 51:15-16 и Малахии 3:10). В то время, как идея и писание, конечно, согласовываются с космологией плоской земли, они могли (например), относиться к отверстиям в сферической оболочке, окружающей сферическую землю. То же самое относится к истории вавилонской башни в Бытие 11:4, часто цитируемой в качестве попытки буквально достигнуть небес.
Аналогично, сторонники плоской земли часто цитируют многочисленные стихи Ветхого Завета, относящиеся к основаниям земли (см. 2 Царств 22:16, Иов 38:4, Псалом 17:16, Притчи 8:29, Исайя 24:18 и многочисленные другие). Тема об основаниях, однако, довольно хорошо охвачена геоцентристами. Никто не привел бы доводы в пользу плоской земли только на основе цитат об основаниях.
Другим менее чем убедительным аргументом, что Библия - книга о плоской земле, являются ссылки на "углы" земли. Например: "После этого я видел четырех ангелов, размещенных в четырех углах [гониа] земли, сдерживающие четыре ветра..."(Откровение 7:1). Апологеты сферической земли быстры, чтобы указать, что греческое "гониа" может относиться к регионам, а не к пунктам. Большинство переводов Библии выбирает пункты (версия короля Иакова говорит относительно углов земли), подразумевая, что писатель рассмотрел пригодную для жилья землю, как четырехугольную область. (Это действительно было способом, которым многие ранние церковники трактовали его [Косма, 548]. У современной модели плоской земли нет буквальных углов.) Углы могли, однако, быть теми регионами в концах земли, упомянутыми Иеремией: "Он возводит облака от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих" (Иеремия 51:16)”. Мы вернемся к концам земли.
Библейское представление о вселенной относительно ясно и последовательно. Библейские утверждения по космологии (с одним возможным исключением, которое еще предстоит обсудить), согласовываются с известной космологией плоской земли древнего Ближнего Востока, но им часто категорически противоречит современная наука. Как отвечают сферические апологеты?
Сферическая апологетика
Те, кто требует библейской поддержки сферической земли, как правило, игнорируют этот лес последовательности и сосредотачиваются на одном или двух отклоняющихся деревьях. Некоторые находят прибежище в смелости. Генри Моррис, президент Института креационных исследований, цитирует один из более явных стихов о плоской земле в Ветхом Завете Исайя 40:22, указав ранее стих о "саранче" в качестве доказательств шарообразности земли. Цитируя версию короля Иакова "Он... восседает над кругом земли", Моррис игнорирует контекст и саранчу и утверждает, что "круг" нужно читать, как "шарообразность" или "округлость" [1956, 8]. Эта стратегия "разделяй и властвуй" - бедное познание и худшая логика.
Апологетами были приложены героические усилия, чтобы объяснить твердь, в которой помещены небесные тела, которая имеет воды над собой и является шедевром, доказывающим мастерство Создателя. Покойный Гарольд В. Армстронг утверждал, что это - пустое ньютоново пространство, и что "воды сверху" все еще окружают края вселенной, хотя, возможно, не в жидкой форме [1979, 26]. Это просто игнорирует трудности и изобретает доказательства. Джерардус Був пытался идентифицировать небесный свод, как математический пленум [1987]. По моему мнению, это серьезная ошибка дать иное толкование древним документам, чтобы вынудить их авторов говорить современными голосами. Гари Зуков [1979] и Фритджоф Капра [1976], например, прочитал современную физику в учении восточной мистики. Я полагаю, что все такие попытки одинаково сомнительны.
Возможно, наиболее часто используемым местом писания для доказательства шарообразности земли является Иов 26:7 (версия короля Иакова): "Он распростер север [сафон] над пустым местом и повесил землю ни на чем [белиямах]". (Новая английская Библия переводит это: "Бог распространяет навес неба над хаосом и подвешивает землю в пустоте"). Не ясно, что это означает. Еврейское "сафон" буквально означает скрытый или темный, и оно использовалось в отношении северных регионов. Белиямах буквально означает "ничего". Это противоречило бы всему священному писанию, в котором говорится, что земля покоится на основаниях, но эта интерпретация не является необходимой. Мы вернемся к Иов 26: 7 позже.
Говоря об основаниях, Герардус Боу, в недатированном документе, названном "Форма Земли", цитирует шквал стихов писания об основаниях земли или мира, как доказательства шарообразности. Все (или почти все) эти стихи традиционно использовались сторонниками плоской земли, чтобы доказать, что земля плоская. Если рассматривать землю, как архитектурное сооружение с полом, закрытым стенами и крышей, то естественно предположить, что у него есть основания (и, я мог бы добавить, краеугольный камень). То, каким образом у шара могут быть основания, ускользает от меня. Аргумент Боу, что это место писания относится к ядру Земли, кажется в лучшем случае натянутым. Также натянута интерпретация Боу "концов земли", как пунктов, самых отдаленных от Иерусалима и его идентификации Чукотского полуострова Советского Союза, Аляски, Мыса Горн и юго-восточной оконечности Австралии, как "четырех углов" земли.
Самый интересный аргумент Боу в пользу шарообразности основан на евангелии от Луки. Он сравнивает Луки 17:31 и 17:34 (в версии короля Иакова). Первый говорит: "В тот день, кто будет на кровле...", и последний: "в ту ночь будут двое на одной постели" (курсив добавлен). Боу тогда цитирует 1 Коринфянам 15:52, чтобы заявить, что события одновременны, утверждая, что одновременность возможна только на шарообразной земле. Во-первых, последнее утверждение неверно. В современной (хотя и не древней) модели плоской земли день и ночь происходят одновременно в различных местах на земле. Во-вторых, греческое слово "гемера" использовалось во многом, как английский «день». Оно могло означать дневное время, 24-часовой день, или (фигурально) эпоху неопределенной длины. В-третьих, Лука, кажется, писал образно, и цитирование Павла, чтобы доказать обратное, уклоняется от предмета обсуждения.
Еще один аргумент в пользу шарообразности заслуживает внимания. Национальная Конференция по Созданию 1985 года в Кливленде закончилась формальными дебатами о сравнительных достоинствах гелиоцентричности и геоценричности. Ричард Ниссен из христианского Колледжа Наследия, защищая точку зрения Коперника, отметил, что Библия учит о шарообразной земле, потому что это рассматривает север и юг, как абсолютные понятия, но восток и запад как относительные. Как доказательства последнего, он процитировал Псалом 102:12 "Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши". Опять же, современная модель плоской земли считает север и юг абсолютными понятиями, но восток и запад относительными. В древней модели плоской земли, однако, восток и запад были так далеко друг от друга, как только возможно, что это как раз иллюстрация Псалма 102:12.
На мой взгляд, все аргументы, пытающиеся доказать, что Библия учит о шарообразной земле, слабы, если не ошибочны. С другой стороны, космология плоской земли, описанная ранее, исторически последовательна и не требует адвокатуры, которая необходима в случае согласования Библии с шарообразностью.
Книга Еноха
Как считают сторонники плоской земли 19-го века, космология, ранее описанная, вытекает из самой Библии. Некоторые свидетельства более неоднозначны, чем хотелось бы. Неясности в древних документах часто можно прояснить, обратившись к современным документам. Самым важным древним документом, описывающим еврейскую космологию, является 1 Еноха (иногда называемая Эфиопской Книгой Еноха), одна из тех из тех длинных, бессвязных, разорванных и склеенных работ, любимых древними писцами. В течение приблизительно дюжины веков европейские ученые знали 1 книгу Еноха только из многочисленных отрывков, сохраненных в принадлежащей отцам церкви литературе. В 1773 шотландский авантюрист Джеймс Брюс нашел полные копии в Эфиопии.
Многочисленные рукописи 1 Еноха были найдены в эфиопских монастырях. На рубеже веков ученые пришли к заключению, что части книги были до Маккавейских, и большинство (возможно, все) их были составлены в 100 в до н.э. [Чарльз, 1913]. Эти выводы во многом подтвердились, когда многочисленные фрагменты 1 Еноха были найдены среди так называемых свитков Мертвого моря в Кумране. Было два главных английских перевода 1 Еноха, перевод 1913 года Р. Х. Чарльза и перевод 1983 года Э. Айзека. Все цитаты, которые следуют, идут из нового перевода.
Важность 1 Еноха плохо ценится вне академического сообщества. Сравнение его текста с книгами Нового Завета показывает, что многие доктрины Еноха были приняты первыми христианами. Э. Айзек пишет:
Нет сомнений, что 1 Книга Еноха повлияла на формирование новозаветного учения о природе Мессии, Сына Человеческого, царства Мессии, демонологии, будущего, воскрешения, Страшного суда, всего эсхатологического театра и символизма. Поэтому неудивительно, что книга была высоко оценена многими апостолами и отцами Церкви [1986, 10].
Космос, как описано в книге Еноха
Картина © 1992 год, Роберт Шадевальд
|
Первая книга Еноха повлияла на Матфея, Луки, Иоанна, Деяния, Римлянам и несколько других книг Нового Завета. Наказание падших ангелов, описанных в 2 Петра, кажется, идет непосредственно от 1 Еноха, как и большая часть образов (или даже формулировок) в Откровении. Послание Иуды содержит самые драматические доказательства его влияния, когда оно клеймит “врагов религии” следующим образом:
"О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: "се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники" (Иуды 14-15).
Внутренняя цитата, 1 Еноха 1:9, найдена на оригинальном еврейском на недавно изданном кумранском фрагменте [Шанкс, 1987, 18]. Приписывая пророчество Еноху, Иуда присуждает книге вдохновленный статус.
Первая книга Еноха важна по другой причине. В отличие от канонических книг Библии, которые (по моему мнению), никогда не предназначались, чтобы преподавать науку, разделы 1 Еноха были предназначены для описания природного мира. Рассказчик иногда похож на Карла Сэгэна 2-го века до н.э., объясняющего небеса и землю восхищенным массам. Космология Еноха - космология именно плоской земли, ранее полученная на основании канонических книг.
Концы земли
Ангел Уриил вел Еноха в большинстве его путешествий. Они совершили несколько путешествий в концы земли, где купол небес спустился на поверхность. Например, Енох говорит:
Я пошел к крайним концам земли и видел там огромных зверей, отличающийся друг от друга, и различных птиц, (также) отличающихся друг от друга по внешности, красоте и голосу. И к востоку от тех зверей я видел конечные концы земли, которые опираются на небеса. И ворота небес были открыты, и я видел, как звезды небес выходят... (1 Еноха 33:1-2).
(Зоркий читатель отметит то, что и я подозреваю: ошибку редактирования в переводе Айзека. "Земля, опирающаяся на небеса" не имеет никакого смысла. У Р. Х. Чарльза "на которых покоится небо")
Снова, Енох говорит: "Я пошел в направлении севера к самым концам земли, и там в самом конце всего мира я видел великое и славное место. Там (также) я видел трое открытых ворот небес; когда дует холод, град, мороз, снег, росу и дождь, через каждое из (ворот), ветры продолжаются в северо-западном направлении (1 Еноха 34:1-2)". Это хорошо согласуется с Иеремией 51:16, который говорит: "Он поднимает туман от концов земли, он открывает расселины для дождя и выводит ветер из Своих складов". В последующих главах: путешествия Еноха "к самым концам земли" на западе, юге и востоке. В каждом месте он видел еще трое "открытых ворот небес".
Были увидены и другие вещи на концах земли. Ранее, мы отсрочили обсуждение Иова 26:7 (версии короля Иакова): "Он распростер север над пустым местом и подвесил землю ни на чем". Несколько раз, когда Енох и ангел были за пределами купола небес, Енох комментирует, что нет ничего выше или ниже. Например: "И я прибыл в пустое место. И я не видел (там) ни небес выше, ни земли ниже, но хаотическое и ужасное место (1 Еноха 21:1-2)". Может ли это быть своего рода небытие, упомянутое в Иове?
Ангел также показал Еноху складские помещения ветров (18:1) и краеугольный камень земли (18:2).
Солнце и луна
А что насчет солнца и луны? Псалом 18:5-7 (цитировал ранее) предполагает, что солнце скрывается в концах земли, пока не пришло время подниматься. Енох расширяет эту идею. В 1 Еноха 41:5 он "увидел кладовые солнца и Луны, с какого места они выходят и в которое место они возвращаются..." Кроме того, "они сохраняют обещание, данное друг с другом: в соответствии с клятвой они садятся и поднимаются".
Енох подробно рассматривает солнечные и лунные движения на расстоянии, объясняя, почему очевидные азимуты их восхода и захода меняются в зависимости от сезона. Объяснение в разделе под названием "Книга небесных светил" начинается так:
Это - первая заповедь светил: солнце - светило, выход которого - отверстие небес, которое (расположено) в направлении востока, и чей вход - (другое) отверстие небес, (расположенное) на западе. Я видел шесть отверстий, через которых солнце поднимается, и шесть отверстий, через которых оно садится. Луна также восходит и заходит через те же проемы, и они направляются звездами; вместе с теми, кого они ведут, их шесть на востоке и шесть на западных небесах. Все они (расположены), один за другим в постоянном порядке. Есть много окон, как справа, так и слева от этих отверстий. Сначала выходит большой свет, имя которого солнце; его округлость подобна округлости неба; и оно полностью заполнено светом и теплом. Колесница, в которой оно поднимается, (движется) дующим ветром. Солнце садится на небе (на западе) и возвращается на северо-восток, чтобы идти на восток; оно направляется так, чтобы добраться до восточных ворот и сиять в лице неба (1 Еноха 72:2-5).
Отверстия в небесном своде на востоке и на западе совпадают с сезонами. В самый долгий день года, солнце восходит и садится через самую северную пару. В самый короткий день оно восходит и садится через самую южную пару. Маршруты возврата солнца и луны находятся за пределами купола. Возможно, они отдыхают в своих "кладовых" в течение своего нерабочего времени.
Звезды
Как и Библия, 1 Еноха обычно изображает звезды, как живых, антропоморфных существ. Сыны Божьи также рассматриваются в 1 Еноха, и они связаны со звездами. Это согласуется с Иов 38:7, который говорит, что, когда краеугольный камень земли был положен, "утренние звезды пели вместе, и все сыны Божии восклицали громким голосом".
Как отмечалось ранее, Матфея 24:29 и Откровение 6:13 повествуют о звездах, которые пали на землю. Этот образ идет из Еноха, но Матфей и Иоанн опускают некоторые детали. В 1 Еноха 88:1 звезда, которая упала с неба, захвачена, связана по рукам и ногам, и брошена в пропасть. Несколькими стихами позже, другие звезды, "сексуальные органы которых были похожи на органы лошадей", аналогично связаны по рукам и ногам и брошены “в ямы земли" (1 Еноха 88:3).
Большинство звезд просто проходит свои движения ночь за ночью. Некоторые звезды никогда не заходят, и Еноху не были показаны их колесницы (1 Еноха 75:8). Звезды, которые действительно восходят и садятся, делают так посредством отверстий в куполе, точно так же, как солнце и луна. Бог, по словам 1 Еноха, быстро перемещается по плотной вселенной, и звезды, которые не восходят вовремя, бросаются в небесную тюрьму. Показывая Еноху адскую сцену, ангел Уриил объясняет:
Это место - (окончательный) конец небес и земли: это - тюремный дом для звезд и сил небесных. И звезды, которые переворачиваются в огне, это - те, которые нарушили заповеди Бога с начала их восхода, потому что они не прибыли пунктуально (1 Еноха 18:14-15).
Еноху не рассказали о наказании за запоздалый восход, но Уриил позже показывает ему другие звезды, "которые нарушили заповеди Господа", из-за чего у них было десять миллионов лет трудного времени (1 Еноха 21:6). Еноху также показали еще более ужасное место, пламенный тюремный дом, где падшие ангелы были задержаны навсегда (1 Еноха 21:10).
1 Еноха заслуживает исследования из-за его космологии, но также и за нечто еще более интересное. Она глубоко влияла на христианскую эсхатологию, и это - необходимое чтение для любого пытающегося понять еврейскую религиозную мысль на заре христианской эры.
Заключение
Из географического и исторического контекста можно ожидать, что у древних евреев была космология плоской земли. Действительно, с самого начала, ультраортодоксальные христиане верили в плоскую землю, утверждая, что верить иначе означает отрицать буквальную истину Библии. Библейские тексты о плоской земле были открыты вновь и популяризированы англоязычными христианами в середине 19-го века. Либеральные библейские ученые позже вывели ту же точку зрения. Таким образом, студенты с удивительно разрозненными точками зрения независимо друг от друга пришли к заключению, что у древних евреев была космология плоской земли, часто получая представление об этом из одного только священного писания. Их заключения были существенно подтверждены повторным открытием 1 Еноха.
Примечания
Armstrong, Harold, 1979. “The Expanding Universe and Creation.” In Repossess the Land (essays and technical papers from the 15th Anniversary Convention of the Bible- Science Association, August 12-15, 1979), pp. 22-27. Minneapolis: Bible-Science Association.
Bouw, Gerardus, n.d. “The Form of the Earth.” Contributions of the Northcoast Bible-Science Association No. 2. Cleveland: Northcoast Bible-Science Association.
Bouw, Gerardus, 1987. “The Firmament.” In Bulletin of the Tychonian Society, n. 43 (April 1987), pp. 11-20.
Capra, Fritjof, 1976. The Tao of Physics. Reprint. New York: Bantam Books, 1977
Charles, R. H., 1913. “Book of Enoch.” In The Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament in English, v. 2, edited by R. H. Charles, pp. 163-281. London: Oxford University Press.
Cosmas Indicopleustes, 548. Topographia Christiana. Translated by J. W. McCrindle. London: The Hakluyt Society, 1897.
Darms, Anton, 1930. “The Teaching of the Word of God Regarding the Creation of the World and the Shape of the Earth Fifty Questions and Answers,” Leaves of Healing, v. 66, n. 9 (May 10, 1930), pp. 176-179, 182-184.
Isaac, E., 1983. “1 (Ethiopic Apocalypse of) Enoch.” In The Old Testament Pseudepigrapha: Apocalyptic Literature and Testaments, edited by James H. Charlesworth, pp. 5-89. Garden City, New York: Doubleday & Company, Inc.
Morris, Henry M., 1956. The Bible and Modern Science. Revised edition. Chicago: Moody Press.
Rowbotham, Samuel Birley, 1873. Earth Not a Globe. London: John B. Day. 2nd edition.
Shanks, Hershel, 1987. “Don't Let the Pseudepigrapha Scare You,” Bible Review, v. 3, n. 2 (Summer 1987), pp. 14-19, 34-37.
Strong, James, 1894. The Exhaustive Concordance of the Bible. Reprint. Nashville: Abington Press, 1978.
Zukov, Gary, 1979. The Dancing Wu Li Masters. New York: William Morrow and Company, Inc.
© Перевод Светланы Никифоровой
|