1 Был же один человек среди фарисеев именем Никодим, начальник (лидер, во власти) среди иудеев, 2 Который пришел к Иисусу ночью и сказал Ему, Равви, мы знаем и уверенны, что Ты пришел от Бога [как] Учитель; ибо никто не может делать таких знамений (таких удивительных дел, таких чудес - и являть доказательства), которые Ты делаешь, если Бог не с ним. 3 Иисус ответил ему, Я заверяю тебя, торжественно объявляю тебе, что пока человек не родится заново (по-новому, свыше), он никогда не сможет увидеть (узнать, познакомиться и пережить) царство Божье. 4 Никодим сказал Ему, Как может человек родиться, когда он стар? Может ли он снова войти в утробу матери и родиться? 5 Иисус ответил, Я заверяю тебя, торжественно объявляю тебе, что пока человек не родится от воды и [даже] от Духа, он [никогда] не сможет войти в царство Божье. [Иез. 36:25-27] 6 То, что рождено от [из] плоти, есть плоть [от физического - физическое]; и то, что рождено от Духа есть дух. 7 Не удивляйся [не изумляйся, не будь поражен] тому, что Я говорю тебе, Вы должны родиться заново (свыше). 8 Ветер дует (дышит) где хочет; и хотя ты слышишь звук его, однако не знаешь откуда он приходит и куда идет. Так и с каждым, кто рожден от Духа. 9 Никодим ответил, спросив, Как все это возможно? 10 Иисус ответил, Ты - учитель Израиля, и не знаешь или не понимаешь этого? [Это кажется тебе странным?] 11 Я заверяю тебе, торжественно объявляю тебе, Мы говорим только то, что мы знаем [мы абсолютно знаем то, о чем говорим]; мы действительно видели то, о чем свидетельствуем [мы были очевидцами этого]. 12 Если Я рассказал вам о том, что произошло здесь, на земле, и никто из вас не верит Мне, как вы можете поверить (довериться Мне, твердо держаться Меня, положиться на Меня), если Я скажу вам о небесном? 13 И еще никто никогда не восходил на небо, но Тот, Кто сошел с неба - [Сам] Сын Человеческий, Который (живет, имеет Свой дом) на небе. 14 И как Моисей вознес змея в пустыне [на шесте], так и должно [так необходимо, чтобы] Сын Человеческий был вознесен [на кресте], [Чис. 21:9] 15 Чтобы всякий, кто верит в Него [прилепляется к Нему, уповает на Него и полагается на Него], не погиб, но имел вечную жизнь и [действительно] жил вечно! 16 Ибо Бог так сильно возлюбил и так дорого оценил мир, что [даже] отдал Своего единородного (уникального) Сына, чтобы всякий верующий (уповающий, цепляющийся и полагающийся) в Него не погиб (не пришел к уничтожению, не был потерян), но имел вечную (непрекращающуюся) жизнь. 17 Ибо Бог не послал Сына в мир, чтобы судить (отвергнуть, осудить, вынести приговор) мир, но чтобы мир нашел спасение и был сделан безопасным и здоровым через Него. 18 Тот, кто верит в Него [кто прилепляется, уповает, полагается на Него], не осужден [тот, кто уповает на Него, никогда не придет на суд; ему нет никакого отвержения, никакого осуждения - он не несет на себе никакого проклятья]; но тот, кто не верит (не прилепляется, не полагается, не уповает на Него), уже осужден [он уже был изобличен и уже получил свой приговор], потому что не поверил и не доверился имени единородного Сына Божьего. [Он осужден за отказ позволить своему упованию покоиться в имени Христа.] 19 [Основание для] суда (обвинительный акт, испытание, по которому люди осуждаются, основа для приговора) лежит в этом: Свет пришел в мир, и люди возлюбили тьму скорее и более, чем Свет, ибо их дела были злы. [Ис. 5:20] 20 Ибо всякий, делающий злое, ненавиди Свет и не выйдет к Свету, но уклоняется от него, чтобы его дела (его действия, его поведение) не были выставлены напоказ и не обличились. 21 Но тот, кто исполняет истину [кто делает то, что правильно], выходит к Свету; чтобы его дела были отчетливо явлены такими, какими они есть - сделанными с Богом [побужденные Богом, сделанные с Божьей помощью, в зависимости от Него]. 22 После этого Иисус и Его ученики пришли в землю (противоположную сторону) Иудеи, где Он оставался с ними и крестил. 23 Но Иоанн также крестил в Аеноне, близ Салима, ибо там было обилие воды, и народ продолжал выходить и крестился. 24 Ибо Иоанн еще не был брошен в темницу. 25 Поэтому возник спор между некоторыми из учеников Иоанна и иуденм в отношении очищения. 26 Итак, они пришли к Иоанну и сообщили ему, Равви, Человек, Который был с тобой на другой стороне Иордана [на пересечении Иордана] - и о Котором ты сам свидетельствовал - обрати внимание, Он тоже крестит, и все стекаются к Нему! 27 Иоанн ответил, Человек ничего не может получить [он не может ни на что претендовать, он не может взять себе ничего], если это не будет дано ему с неба. [Человек может довольствоваться тем, что получает дар, данный ему с неба; нет никакого другого источника.] 28 Вы сами мои свидетели [вы лично свидетельствуете мне], что я заявил, Я не Христос (Помазанник, Мессия), но [только] был послан перед Ним [впереди Него, чтобы быть Его назначенным предтечей, Его посланником, Его объявляющим]. [Мал. 3:1] 29 Тот, кто имеет невесту, есть жених; но шафер, который стоит рядом и слушает его, радуется сильно и искренне голосу из-за голоса жениха. Это же есть мое удовольствие и моя радость, и теперь совершилась. [Песн. 5:1] 30 Он должен расти, а я умаляться. [Он должен становиться более известным; а я - менее известным.] 31 Тот, кто приходит свыше (с неба) есть [намного] выше всех [остальных]; тот, кто приходит с земли, принадлежит земли, и говорит на языке земли [его слова с земной точки зрения]. Тот, Кто приходит с неба, есть [намного] выше всех остальных, [намного превосходит всех остальныхв известности и превосходстве]. 32 То, что Он действительно видел и слышал, о том и свидетельствует, и все же никто не принимает Его свидетельства [никто не принимает Его доказательства как истину]. 33 Всякий, принимающий Его свидетельство, поставил свою печать одобрения на этом: Бог истинен. [Этот человек определенно заверил, признал, объявил раз и навсегда и уверил сам себя, что это есть Божественная истина о том, что Бог не может лгать]. 34 Ибо поскольку Тот, Кого Бог послал говорить слова Божьи [провозглашать Божье собственное послание], Бош не дает Ему Своего Духа скудно или по мере, но безграничен дар, которого Бог дает от Своего Духа! [Втор. 18:18] 35 Отец любит Сына, и отдал (доверил, поручил) все в Его руку. [Дан. 7:14] 36 И тот, кто верит (имеет веру, прилепляется, полагается) в Сына, имеет (ныне владеет) вечную жизнь. Но всякий, кто непослушен (не верит, отказывается уповать, принебрегает, не под властью) Сыну, никогда не увидит (не переживет) жизни, но [вместо этого] ярость Божья пребывает на нем. [Божье недовольство остается на нем; Его негодование висит над ним постоянно. ] [Авв. 2:4]
Перевел Павел Мартынов
|