Всем Шалом, 8 декабря 2012 года заходит праздник Ханука, которые празднуется 8 дней.
Ханука празднуется в честь исторического события, произошедшего в Израиле в 164 году до новой эры. Но духовный смысл Хануки вечен и имеет огромное значение для всех, исповедующих Иешуа ха Машиаха Господом. Ведь именно Он является центром и истинным смыслом этого праздника.
История Хануки
Прежде, чем перейти непосредственно к ханукальным событиям, нужно вспомнить, что в 332 году до новой эры Израиль потерял свою независимость, добровольно войдя в состав империи Александра Македонского. Александр Великий, как известно, проявлял милость к тем народам, которые сдавались без боя. В этом случае побежденные становились данниками империи, но сохраняли свободу и право исповедовать веру отцов. Так было и на территории Израиля.
После смерти Александра Македонского власть захватили Птолемеи, египетская династия, которая тоже не ущемляла религиозные права еврейского народа. Спустя сто лет Птолемеи были побеждены Селивкидами, греками, пришедшими из Ассирии. К этому времени греческая культура уже проникла в Израиль.
Некоторые евреи стали предпочитать языческую культуру закону Божьему. Поклонников греческой цивилизации называли эллинистами. Но долгое время подобные предпочтения были делом добровольным. И Селевкиды, взяв под контроль земли Израиля, поначалу оставили евреям их права и свободы, и даже уменьшили налоги, что было ощутимым облегчением для всего народа.
Однако, Селевкиды активно начали насаждать греческую культуру на территории Израиля, увеличивая число евреев-эллинистов. Процесс эллинизации Израиля решил ускорить Антиох Епифан, пришедший к власти в 175 году до новой эры. Он дал свое имя Иерусалиму, потребовал от евреев поклонение языческим богам, поставил идолов и языческие алтари по всему Израилю.
Тора, иудейское богослужение, исполнение Божьих заповедей оказалось под жесточайшим запретом. Нельзя было изучать Писание, праздновать шаббат и праздники, молиться Богу Израиля, делать обрезание и многое другое.
Не подчинение наказывалось смертью.
Конечно, были те, кого страх перед смертной казнью заставлял отказываться от веры отцов, но большинство предпочитали смерть.
До наших дней дошла история одной матери и ее семи сыновей. Они были брошены в темницу, где их подвергали пыткам с целью принудить выполнять языческие обряды. Но никто из этой семьи не согласился отступить от Бога. Тогда шестеро братьев были казнены. После этого матери предложили уговорить последнего сына выполнить все требования и тем самым, сохранить себе жизнь. Но мужественная женщина напутствовала сына такими словами : «Умри за Бога и нашу веру, как умерли твои братья».Конечно, и ее сын, и она тоже были казнены.
Подобное происходило повсеместно. А 25 Кислева в 168 г. до новой эры греки вошли в Храм и осквернили его. На священном алтаре в Храме была установлена статуя Зевса. Греческие захватчики осквернили масло и менору ( семисвечник, стоявший в Храме). Сосуды с маслом были вскрыты, печати на них сломаны, поэтому масло стало нечистым и непригодным для меноры. Они закололи свинью на жертвеннике, а ее кровь внесли в Святая Святых. Храмовые сокровища были конфискованы, сам Храм разграблен.
В ответ в Иудее началось восстание под предводительством семьи Маккавеев.
Повстанцы, в основном вчерашние пастухи, рыбаки и ремесленники, были плохо вооружены и не имели опыта ведения войны. К тому же повстанческая армия была малочисленной по сравнению с войсками грекосирийцев. Поэтому Иегуда Маккавей выбрал тактику партизанской войны. Евреи одерживали одну победу за другой и за три года завоеватели были изгнаны из Израиля, а Иерусалим освобожден. В битве за Иерусалим шесть тысяч евреев сражались с сорокатысячным войском пехоты противника, семитысячной конницей и многими вспомогательными подразделениями. И евреи в это время взывали к Богу: «Боже! Мы бессильны, если Ты не вернёшь нам Храм, жертвы и священство! Мы умираем без истинного служения Тебе!».
Когда повстанцы взяли Иерусалим, братья Маккавеи вошли в Храм и стали восстанавливать его.
В 25-й день месяца кислев 165 г. до н.э. ровно через три года после осквернения Храма прошло первое богослужение в вновь освященном Храме. Маккавеи зажгли менору несмотря на то, что масло для светильника в единственном неоскверненном сосуде должно было хватить на один день, а для изготовления нового масла потребовалось бы восемь дней. И Бог совершил чудо. Храмовый светильник на этом запасе масла горел все восемь дней, пока не было приготовлено новое масло.
В память об освящении храма и Божьем чуде с маслом и решено было каждый год праздновать Хануку . Один из переводов слова Ханука- " освящение".
Обычаи праздника
В память о чуде с маслом восемь дней Хануки в домах зажигают ханукию –восьмисвечник. Девятая свечка ханукии называется шамашchanukah-3 или служка. Сначала зажигается служка, а потом служка зажигает свечи ханукии. В первый день Хануки служка зажигает одну свечу, во второй день две. И так каждый день добавляется по одной свече. Свечи ставят слева направо.
На восьмой день горят все свечи светильника. Это очень красиво-горящая ханукия! Саму Ханукию сегодня чаще всего ставят на подоконник, чтобы ее свет был виден окружающим.
В честь ханукального чуда в этот праздник едят пончики и картофельные оладьи, а также другие блюда, приготовленные на масле.
Дети в этот день играют с савивоном, волчком с четырьмя гранями. На каждой грани еврейские буквы НУН, ГИМЕЛ, ГЕЙ, ПЕЙ( букву ПЕЙ пишут в Израиле, для евреев в рассеянии последняя буква ШИН) Расшифровываются буквы так: ВЕЛИКОЕ ЧУДО ПРОИЗОШЛО ЗДЕСЬ (ТАМ - для евреи в рассеянии).
Дети крутят игрушку и стараются назвать как можно больше слов на букву, которая выпадает. Волчок призван напомнить о чуде Хануки.
На Хануку принято поощрять детей изучать Священное Писание. Для этого проводятся всякие мероприятия. А в награду за участие в них детям дают ханукальные деньги.
Духовное значение Хануки
А) Победа евреев и чудо с маслом
Грекосирийские завоеватели великодушно оставили еврейскому народу физическую свободу, но они захотели лишить евреев веры в Бога Авраама, Исаака и Иакова.
Греки хотели, чтобы Израиль отверг Божьи заповеди и действовал только в соответствии с законами, которые с точки зрения человека выглядят разумно. При этом греки были уверены, что приносят в Израиль более прогрессивную культуру. Но это были те самые благие намерения, которыми вымощена дорога в ад.
Как часто окружающие нас люди пытаются бороться с нашими «религиозными предрассудками»! И у нас самих бывают разные настроения, о которых порой нам не хочется говорить. Но мы должны понимать, что заповеди Божии, Божья истина - это единственная реальность, в отличие от человеческих изысканий, будь, то философия, язычество, да что угодно.
А попытка жить согласно тому, что подсказывает нам наш разум, обязательно приводит к снижению нравственной планки. Благодаря этому мы открываем двери греху в свою жизнь. И это прямой путь к развращению и нравственному падению. Не отказывайтесь от того, чему вы были научены за время вашего хождения с Богом! Не подвергайте себя опасности духовной смерти! И помните, каким бы сильным не было давление на вас со стороны людей и обстоятельств, Бог не дает испытаний сверх сил и Его рука не сократилась на то, чтобы спасать.
Конечно, мир хочет убедить нас, что все в нашей жизни случайность, а мы занимаемся самовнушением и самообманом. Это эллинистический взгляд. И настроенные рационально люди будут стараться найти естественное объяснение любому чуду, в том числе и чуду победы еврейского народа над превосходящими силами противника. Но еврейский взгляд на мир утверждает, что Бог контролирует и историю, и жизнь каждого человека.
Победа Хануки -это «скрытое» чудо, совершенное без видимого вмешательства Господа. Но это чудо служит показателем того, что нашему Богу не безразлично то, что происходит на Земле! Он контролирует все события. Поэтому, что бы ни происходило вокруг, мы не должны бояться.
Ханука учит верить Богу, верить в Его мощь и в то, что Его свет всегда победит все замыслы сил тьмы.
Почему евреям так важен был Храм? А потому что в Храме приносились жертвы для прощения грехов. Мы знаем, что без прощения грехов человек становиться отделенным от Бога. Евреи того времени были готовы отдать свои жизни за право своего народа вновь приближаться к Богу.
А мы? Насколько мы ценим наше право приходить в присутствие Бога? Для этого нам уже не нужно умирать, нам нужно просто посвящать наше время Господу, приходя перед Его лицо в тайной комнате. Не пренебрегаем ли мы этой честью? Богу нравятся люди, ищущие Его лица.
Богу была угодно стремление евреев восстановить утраченные отношения с Ним.
И Господь дал победу Своему народу, хотя, если смотреть со стороны, победа казалась невозможной. Но Он Всемогущ. Ему подвластно любое чудо!
Так же чудом было то, что уже в первый день евреи нашли один кувшин чистого масла. Еврейские мудрецы комментируют это так: «Несмотря на то, что греки пытались осквернить Храм, а другие народы во всех поколениях стремились уничтожить веру Израиля, - всё равно находился "один чистый сосуд с маслом" - всё равно находились люди, которые знали Тору, и они "горели" для Бога, освящая путь к Господу другим людям».
Разве это не похоже на ситуацию с верующими в Иешуа? Наверное, каждый из нас сталкивался с непониманием даже самых близких людей. Во многих странах запрещена проповедь Евангелия. А по данным исследования различных международных организаций в год за веру в Иешуа ха Машиаха погибают 170 тысяч человек. Почти 20 человек каждый час. Но несмотря на гонения и многочисленные страдания за имя Иешуа, которые порой выпадают на долю последователей ха Машиаха, всегда были верные Богу люди, которые самоотверженно несли слово Божие этому погибающему миру. И сегодня каждый из нас тоже делает выбор. Праздник Ханука- хорошее время, чтобы укрепить себя в решении остаться чистым сосудом для Бога несмотря ни на что.
Масло для меноры было важно, потому что без зажженной меноры нельзя было начать служение в Храме. Немеркнущий свет меноры - одна из заповедей Божьих, согласно Исходу 27:20-21. И евреи зажгли светильник, имея только однодневный запас масла. Они не захотели ждать 8 дней. Настолько сильной была их жажда по Богу!
Такая жажда это свидетельство понимания того, что истинный свет, радость и счастье приходят от Бога. Это очень важно для нас, последователей Иешуа. Никто и ничто не заполнит пустоту в наших сердцах, кроме истинного Бога, никто и ничто не даст нам утешение, избавление от одиночества и вечную радость, кроме Бога. Возложите все упования на Него. Помните, есть нужды, которые нам не восполнят ни успехи, ни удовольствия, ни общение с людьми. Ищите восполнение этих нужд в Господе.
Но почему для изготовления нового масла потребовалось восемь дней?
Еврейские комментаторы объясняют это так: «по закону Торы человек, на котором есть ритуальная нечистота, не может делать никакую работу по изготовлению масла для Светильника в Храме. Маккавеи и их воины пришли в Храм с войны и были нечисты от соприкосновения с мертвыми, а соприкасающийся с мертвыми должен очищаться семь дней; еще один день отнимает приготовление масла. Но есть и другой закон Торы: если на всей общине - нечистота, то тогда и нечистый может делать любую работу в Храме. Почему же Маккавеи не воспользовались этим разрешением? Причина в том, что Маккавеи не захотели возобновлять служение в Храме зажиганием нечистого масла, начинать этим новый период.
И это учит нас, что в вопросах возобновления, закладки основ, воспитания и т.д. следует пользоваться только самым лучшим и чистым». Это ли не урок для нас? Должны быть только самые лучшие семена для посева в свою жизнь и жизнь наших детей. Также в чуде с маслом можно увидеть милость Божию по отношению к каждому человеку. Даже если мы несовершенны, даже если у нас мало чистых помыслов и намерений, Господь готов поддержать нас, уберегая от тьмы неверия и помогая возрасти даже тому малому, что есть у нас, чтобы мы переходили из веры в веру из силы с силу, из славы в славу. Господь обязательно поможет нам. Нужно только к этому стремиться.
И в этом большая надежда для нас. Когда мы делаем всё, пусть даже немногое, что можем, чтобы поддерживать в себе свет ха Машиаха, тогда Всевышний добавляет нам масла... И наши светильники могут постоянно гореть, как у мудрых дев из знаменитой притчи Иешуа.
Слово "ханука" связано со словом "хинух" (воспитание). Ханука напоминает нам о том, что нужно лучше воспитывать наших детей. Научить их следовать за Богом, не допуская никаких компромиссов.
Иешуа и Ханука
Несмотря на то, что Ханука не входит в перечень праздников, перечисленных в книге Левит, о которых Господь сказал : «Вот праздники Мои», наш Господь Йешуа ха Машиах освятил Хануку Своим присутствием в храме. Об этом рассказывается в Ев. От Иоанна 10:22-30:
« Настал же тогда в Иерусалиме [праздник] обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – одно».
Б. С. Грисенко пишет об этом так: «То, что Йешуа ходил в этом притворе в праздник Хануки, указывало на Его происхождение из рода Давида и именно на Него, как на Бога (Деяния 10:42). Иисус ходил там, чтобы показать евреям: «Я – тот свет, который вы празднуете сейчас, о котором говорили пророки: «Восстань, светись, ибо пришёл Твой свет» (Исайя 60:3) Я принёс вам то обновление, которое вы празднуете сейчас.» Присутствие Бога было настолько реальным, что молчание Йешуа заставляло людей задавать вопросы, оно мучило их и не давало покоя. И Иешуа ответил на их вопросы: «Я и Отец - одно»» (Иоанна 10:30).
Поэтому, празднуя Хануку, мы вспоминаем, что Йешуа есть наш свет. И самое разумное, что мы можем сделать в нашей жизни,- всегда идти за истинным светом, туда, куда ведет нас наш Господь, учась смотреть на мир Его глазами, стараясь придерживаться Его мнения по любому вопросу.
Мы должны быть благодарны Ему за то, что он призвал нас из темноты в Свой чудный свет. Как много людей в этом мире погрязли в болоте своих философий, как много людей в этом мире бесцельно проводят свои годы, ощущая пустоту, страх, отчаяние и тому подобно! Как много людей в этом мире обмануты сатаной! А мы свободны от всего этого! Это большое благословение, которое мы должны научиться ценить!
Но также мы все еще нуждаемся в очищении. И Ханука – время, когда мы вновь можем подкорректировать свои пути.
Йешуа скоро грядет. И Руах ха Кодеш готовит Церковь к приходу Мессии. Он хочет удалить из Церкви нечистоту, лжеучения и неправильные отношения. И Он желает очистить сердца верующих, обновить их разум и поднять на новые уровни служения и взаимоотношения с Богом.
Дадим ли мы свое согласие Господу, чтобы Он работал с нами, или предпочтем свои пути, предпочтем спокойную и комфортную религию с неподходящей ей вывеской «христианство»? Скоро мы все предстанем перед Богом, чтобы дать Ему отчет в своей жизни. Что мы услышим: «Хорошо, добрый и верный раб, войди в радость Господина своего» или «Отойди, Я не знаю тебя? Это выбирать нам.
Символичен для нас и шамаш, свеча-служка. Она напоминает нам о том, что Иешуа зажигает нас, а мы несем Его свет остальным людям. У нас есть высокое призвание -служить другим. Мы не должны жить для себя, мы должны служить. И смотря на горящую ханукию, мы можем еще раз вспомнить уроки праздника Хануки и попросить Бога о нашем освящении и очищении
Рада Родина (Казахстан)
|