«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евреям 4:15-16).
Один поэт написал: «Желание чувствовать себя любимым — это последняя иллюзия. Расстанься с ней и ты будешь свободен». Так же, как рассвет веры требует заката прежнего неверия, так же и заря доверия требует избавиться от желания духовных утешений и видимого ободрения. Доверие, зависящее от милости, которую оно получает — это фальшивое доверие. В этом случае все кажется неопределенным и внушает беспокойство. В своей неуверенности ученик просит от Господа доказательств того, что Он отвечает взаимностью на его любовь. И если он их не получает, то разочаровывается и начинает подозревать, что его отношения с Иисусом закончены или даже, что их никогда и не было.
Если же ученик получает доказательства, то он успокаивается, но только на время. Потом он снова просит дальнейших доказательств, и каждый раз ему нужны более убедительные доказательства, чем предыдущие. В конце концов, нужда в доверии Богу умирает от разочарования. Этот ученик еще не усвоил, что видимые доказательства, какими бы ценными они ни были, не могут породить доверие, поддерживать его или гарантировать, что они будут приходить и в будущем. Иисус призывает нас предать Ему самих себя в полном доверии. Когда желание получать эти доказательства стихает, приходит доверие.
Тайна вознесения Христа на Небо содержит важный урок. Он сказал Своим ученикам: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел» (Иоанн 16:7). Почему? Каким образом уход Иисуса мог благотворно повлиять на апостолов? Когда Он был видимым на земле, существовала опасность, что они настолько привыкнут к Его внешнему виду, что оставят веру и будут полагаться на внешние доказательства органов чувств. Видеть Иисуса во плоти — хорошо, но «блаженны невидевшие, но уверовавшие» (Иоанн 20:29).
Когда мы живем, ощущая вину, угрызения совести и стыд за реальные или воображаемые грехи прошлого, мы пренебрегаем Божьим даром благодати.
Сосредоточенность на самом себе всегда является главным компонентом нездорового чувства вины и самоосуждения. Она возбуждает наши эмоции, закипающие в нас и разрушающие нас изнутри, заточает нас в неприступную крепость эгоизма, ведет к депрессии и отчаянию, и закрывает от нас присутствие сострадательного Бога. Язык нездорового чувства вины резок. Он требователен, жесток,полон критики, отвержения, обвинений, упреков, осуждения, укоров и брюзжания. Он нетерпелив и мстителен. Христиане испытывают шок и ужас, когда он терпят неудачу. Нездоровое чувство вины становится больше жизни. И мне сразу вспоминается детская история про «Цыпленка Цыпу», которому казалось, что небо падает. Люди, испытывающие чувство вины, ощущают себя подобным образом.
Да, мы испытываем чувство вины за грехи, но это здоровое чувство, которое признает сделанную неправду и раскаивается в этом. Но затем оно готово принять предлагаемое прощение. Здоровое чувство вины сосредотачивается на осознании, что все было прощено и что вся вины была искуплена.
Джон Клейпул писал: «У всех у нас в шкафу спрятаны скелеты и тени. Но послушайте, в мире есть Нечто большее, чем мы сами и это Что-то наполнено благодатью и милостью, терпением и изобретательностью. В тот момент, когда ваш фокус переносится с вашей греховности на Его благость и милость, а вопрос «Что же я наделал?» меняется на вопрос «Что Он может сделать?», может произойти освобождение. Произойдет чудо из чудес: вы можете простить себя, потому что вы прощены. Принять себя, потому что вы приняты. И вы можете снова начать отстраивать то, что вы однажды разрушили. Есть благодать для помощи в трудностях. Эта благодать является ключом для того, чтобы вы могли простить себя. Доверьтесь ей».
Вероятно, вы слышали эту историю. Четыре года назад в большом городе на дальнем Западе пошли слухи , что одна женщина-католичка начала видеть видения с Иисусом. Эти слухи дошли до архиепископа. Он решил проверить ее. Между настоящим мистиком и фанатиком есть очень тонкая грань.
«Мадам, это правда, что вас посещают видения, в которых вы видите Иисуса?» - спросил архиепископ.
Женщина ответила на его вопрос просто: «Да».
«Ну что ж, когда вас посетит это видение в следующий раз, я хочу, чтобы вы спросили Иисуса рассказать вам о грехах, которые я исповедовал на последней исповеди.
Женщина была ошеломлена. «Я вас правильно поняла, епископ? Вы действительно хотите, чтобы я спросила Иисуса о ваших прошлых грехах?»
«Да, все правильно. Пожалуйста, позвоните мне, если что-нибудь произойдет».
Спустя десять дней женщина позвонила архиепископу и рассказала ему о последнем видении. «Пожалуйста, придите ко мне» - сказала она.
Епископ приехал к ней через час. Он пристально посмотрел ей в глаза. «Вы только что сказали мне по телефону, что вам снова явился Иисус. Вы сделали то, о чем я просил вас?»
«Да, епископ, я попросила Его рассказать мне о тех грехах, которые вы исповедовали на последней исповеди».
Епископ наклонился вперед в ожидании. Он прищурился.
«И что же сказал Иисус?»
Она взяла его руку и пристально посмотрела ему в глаза. «Епископ», - сказала она, «вот что Он сказал мне: «Я НЕ ПОМНЮ».
Христианство происходит, когда мужчины и женщины полностью доверяют тому, что их грехи были не только прощены, но и забыты, будучи омыты кровью Агнца. Поэтому мой друг, архиепископ Джо Рейя говорит: «Грустный христианин — это поддельный христианин. А христианин с чувством вины — это вообще не христианин».
Обращение от недоверия к доверию выковано у подножия креста. Святой Франциск Сальский написал: «Святые созерцают Голгофу, размышляют о ней и переживают там присутствие их Господа». Между переживанием Божьего присутствия, любовью к Богу и доверием Ему существует живая связь. Вы будете доверять Богу настолько, насколько вы любите Его. И вы будете любите Его не в той мере, в какой Он прикасается к вам, а в той, в какой вы прикасаетесь к Нему.
Несколько лет назад я проповедовал на семинаре и ко мне подошел обеспокоенный, испуганный мужчина лет тридцати. Через какое-то время я встретил его снова и был поражен, увидев, как сильно он изменился. Даже выражение его лица преобразилось. Вдруг он почувствовал в себе способность доверять. И к этому его привело глубокое осознание того, что Бог любит его. Это произошло в молитве. Его глубоко коснулись слова Павла: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:8). Человеческая любовь не имела силы освободить его от недоверия, как это сделала простая молитва распятому и воскресшему Христу.
Крест — это столкновение с ошеломляющей благостью Бога, явленной в сломленном теле Его единородного Сына. Наша личная встреча и осознание любви Иисуса Христа, приходящее от опыта, а не умственные познания, побуждает нас доверять Ему. Более трехсот лет назад, Клод Де Ла Колумбьер, комментируя обед, на который пришел Иисус в дом фарисея Симона, написал: «Несомненно, что из всех присутствующих, более всего Господа почитала Мария Магдалина, которая была настолько убеждена в безграничной милости Бога, что все ее грехи показались ей не более, чем атомом в присутствии этой милости».
Пророческое слово, сказанное Иисусом к Марджори Кемп, вдове тридцати четырех лет, в городе Линн, штат Массачусетс в 1667 году, и в наши дни звучит свежо и актуально: «Для Меня более приятно то, чтобы ты верила, что Я люблю тебя, чем все твои молитвы, дела и исповеди».
Благодать на то, чтобы отпустить все и позволить Богу быть Богом, проистекает из доверия Его безмерной любви. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Римлянам 8:32) И все же, многим доверие кажется чересчур трудным делом. Возможно, нас преследует призрак родителей, живших в нищете, и внушавших нам, что «На Бога надейся, но сам не плошай», мы выросли со скептическим отношением и желанием устраивать свою судьбу собственными руками.
Только любовь дает нам силы делать шаг веры и смелость рисковать, доверяя все Иисусу. Только она делает нас готовыми идти во тьму, ориентируясь только на столб огненный, идущий впереди нас. Доверие придерживается убеждения, что все, происходящее в нашей жизни, предназначено для того, чтобы научить нас святости. Любовь Христа вдохновляет доверие благодарить Бога за ноющую головную боль, за болезненный артрит и духовную тьму, которая окутывает нас. Его любовь вдохновляет нас говорить вместе с Иовом «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10) и молиться вместе с Шарлем Фуко: «Авва, я предаю себя в Твои руки. Поступай со мной так, как считаешь нужным. Что бы Ты ни сделал — я благодарю Тебя. Я готов ко всему: я принимаю все. Пусть воля Твоя исполнится во мне и во всем Твоем творении. Я ничего не желаю кроме этого, Господь. В руки Твои я предаю мой дух. Я отдаю его Тебе со всей любовью моего сердца, потому что я люблю Тебя и полностью отдаю себя в Твои руки с безграничным доверием, потому что ты мой Отец».
Один священник, живущий на Багамских островах, рассказывал историю, которая точно передает сущность библейского доверия. «В двухэтажном доме случился пожар. Вся семья - отец, мать и несколько детей — направлялись к выходу, когда самый младший сын испугался, вырвался из рук матери и побежал обратно наверх. Вдруг он появился в окне, которое было окутано густым дымом и начал сильно плакать. Его отец, стоящий на улице, закричал: «Прыгай, сынок, прыгай! Я поймаю тебя». Мальчик крикнул: «Папа, я не вижу тебя». «Я знаю», - ответил отец. «Я знаю, но я вижу тебя».
Третья характеристика нашего ответа на милостивое вмешательство Иисуса в нашу жизнь — это сердечная благодарность.
В известной истории О. Генри «Дары волхвов», у молодой жены есть всего один доллар и восемьдесят центов, чтобы купить своему мужу подарок на Рождество. А до него остается всего один день. Она импульсивно решает продать свои длинные, густые волосы, чтобы купить цепочку для его золотых часов. В то же самое время он продает свои золотые часы, чтобы купить ей подарок: специальные гребни для ее красивых волос.
Вы когда-нибудь делали такое спонтанно? Опустошали ли вы свою копилку, чтобы купить какой-нибудь подарок для любимого человека?
«И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, --пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Марк 14:3-9).
Какое импульсивный и прекрасный жест благодарности! По человеческому разумению это был глупый и расточительный поступок. Но Иисус был настолько глубоко тронут им, что Он захотел, чтобы история о безрассудстве этой женщины передавалась из поколения в поколение до конца времен.
Несомненно, Иисус говорит здесь, что есть место для импульсивных, спонтанных, расточительных, непрактичных, героических, необычных, несдержанных и непредсказуемых приступов щедрости, которые восклицают: «Достоин Ты хвалы и славы!» И все же наша благодарность Иисусу - это большей частью наше незаметное служение другим: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матфей 25:40).
Хотя Христос больше не присутствует среди нас видимым образом, мы служим Ему, когда помогаем оборванцам рядом с нами. Каждая встреча с братом или сестрой — это таинственная встреча с Самим Иисусом. В горнице, Человек, похожий на нас во всем, кроме неблагодарности, разъяснил нам правила этой игры под названием «благодарность»: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». Он сказал Петру на берегу Тивериадского озера: «Если ты любишь Меня — паси овец Моих». Проще говоря, наша глубокая признательность Иисусу Христу проявляется не в благочестии, честности, трезвости, респектабельности, посещении церкви, цитировании Библии и пении псалмов, а в нашем глубоком и искреннем уважении к друг другу.
Даже воскресное богослужение имеет второстепенное значение по сравнению с примирением с другими людьми. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матфей 5:23-24). Поклонение, вероисповедание и религия вообще не могут быть независимыми от Иисуса. Бог действует в интересах людей, а не только в интересах Самого Себя. «Поклонение будет лицемерным и совершенно бессмысленным, если оно не будет сопровождаться любовью к другим людям. Потому что без нее оно не может выражать благодарность Богу».
Служение благовестия — это необычная возможность проявить благодарность Иисусу, передавая Его Евангелие благодати другим. Однако, метод «обращения в веру через контузию», когда мы раз за разом «бьем человека Библией по голове», выдает наше неуважение к достоинству других и совершенно чуждо повелению Евангелия свидетельствовать о Христе. Благовестие — это когда мы говорим человеку: «ты тоже любим Богом в Иисусе Христе». И не только говорим это, но и думаем так и относимся к человеку так, чтобы он почувствовал это. Вот что означает провозглашение Благой Вести. Но это становится возможным только тогда, когда вы предлагаете этому человеку свою дружбу. Настоящую, бескорыстную дружбу без снисходительности, полную доверия и глубокого уважения.
Фильм «Амадей» был прекрасной картиной, основанной на жизни двух великих и контрастных личностей: Сальери, придворного композитора императора, и Вольфганга Амадея Моцарта, дерзкого и самоуверенного гения. «Кто-то описал его жизнь как вино, женщин и песню. И надо сказать, что пел он не много».
Ограниченный, и не наделенный талантом Сальери, испытывает страшную зависть к безграничному, данному Богом таланту Моцарта. И все же, после каждого произведения, написанного им с огромным трудом, он шепчет: «Grazie, Signore» - Благодарю Тебя, Господь. Эти слова Сальери находятся в самом сердце нашего ответа на Божье милосердие и Евангелие благодати.
Grazie, Signore, за то, что Ты искривлял Свои губы, чтобы приспособиться к моему грешному «я». За то, что Ты судил меня не по моим ничтожным добрым делам, а по Своей любви, которая является даром для меня. За Твое безграничное прощение и безмерное терпение по отношению ко мне. За других людей, которые имеют более великие дары, чем мои. За то, что ты дал мне честность признать, что я — оборванец. Когда упадет занавес и Ты позовешь меня домой, пусть мои последние слова на этой земле будут зовом, идущим от всего сердца: «Grazie, Signore».