Йом Киппур
Йом Киппур - это день очищения, день искупления. Йом Ха-Киппурим - на иврите.
Он известен под несколькими различными названиями.
- Прежде всего, он известен под названием Йом Киппур, День Искупления.
- Очень привычным в первом веке было называть его "лицом к лицу". Когда Моисей поднялся на гору во второй раз, он встретился с Яхве лицом к лицу настолько, что когда он спустился, никто не мог смотреть на него по причине славы, которая исходила от него. И в день искупления, когда священник входил в Cвятое Cвятых, он встречался с Яхве лицом к лицу, и причем с Яхве, восседающим на Своем престоле, месте умилостивления, ковчеге завета с херувимами, осеняющими Его место. Это было подобно трону. Он встречался с Царем лицом к лицу, и становился познан лицом к лицу.
- Его также называют "тот день", или же "великий день". Если вы почитаете пророков в Танахе (Ветхом завете), много раз, когда вы видите "великий день", или "день", какой-то определенный, это всегда указывает на Йом Киппур. И поэтому, если мы читаем Книгу сначала и начинаем понимать некоторые из таких вещей, то мы увидим огромные связи, читая Брит Хадаша, Новый завет, потому что эти связи в первом столетии, эти идиомы были очень хорошо известны. Поэтому они знали, что имели в виду. Нам же, наоборот, не очень известны наши еврейские корни, так что, мы пропускаем это и начинаем приписывать это другим дням. По мере продвижения в понимании Праздников ("назначенных времен" - "моэдим" - ивр.), происходит так, что мы начинаем читать Брит Хадаша /Новый завет по-другому, потому что многие вещи будут открываться нам, и эта идея, что Мессия может вернуться в любое время, никогда больше не возникнет. Единственная причина, по которой христианстве в большинстве своем поверили, что Мессия может прийти в любое время, - в том, что берется несколько коротких стихов, вырванных из контекста. Поскольку нет понимания языка, то когда Он говорит какими-то идиомами или фразами, поскольку мы не знаем пророческих праздников и пророчеств, которые предсказывали, когда Мессия придет в первый раз и во второй раз, то по своему неведению, мы можем быть застигнуты врасплох.
- Также его называют постом. Почему он называется постом? Потому что они постились. Итак, его называли "великий пост", или просто "пост".
- Также "великий шофар", или "шофар ха-гадоль". Великий или высший шофар.
- Неила - закрытие ворот. Это несет пророческий смысл, и это удивительно, потому что известно, что еврейский народ по большей части не верит в Йешуа как Мессию, но, тем не менее, даже они знают, что в дни празднеств - у них нет Нового Завета в нашем понимании в настоящее время, но они знают, что Йом Киппур - это закрытие ворот, нет больше другого времени, чтобы прийти к познанию Творца Яхве. Последний день - это когда шофар хагадоль замолчит, и всё: Небесные Врата будут закрыты. И мы можем видеть эту терминологию в Откровении, мы видим ее в 1-ом Коринфянам. "Стучу в дверь" в Откровении. Он говорит: "Се стою у двери и стучу". С одной стороны Он стучит в двери наших сердец, а с другой Он ждет, потому что другая дверь - Дверь Небесных Врат когда-то закроется. Он дает вам шанс открыть эту дверь. Будет время, когда Он закроет эту дверь и больше не будет стука.
Лицом к лицу.
- В 1-ом Коринфянам 13:12 сказано следующее - Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
Лицом к лицу: здесь говорится о том, что Моисей был единственным, кому было позволено встретиться с Яхве лицом к лицу на той горе. И также первосвященнику было позволено встречаться с Яхве лицом к лицу. Йешуа стал первосвященником. И поэтому с Ним, посредством Его крови у нас есть возможность - не сейчас, но у нас есть возможность в будущем, когда Мессия придет, встретиться с Яхве лицом к лицу. Не будет более тумана и курения дыма над ковчегом завета, потому что у нас будет возможность с дерзновением прийти к престолу не только с кровью Йешуа, но и с Самим Йешуа. В царстве миллениума мы будем знать не отчасти, но познаем, подобно как мы познаны.
День поста.
"Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Шауль (Павел) советовал" (Деян. 27:9)
О каком посте упоминает рав Шауль?
9 "... пост уже прошел..." - разумеется, без сомнения, важнейший пост дня очищения - 10 дня месяца тишрей ... Это было, таким образом, после осеннего равноденствия, когда плавание морское, особенно в тех странах, весьма небезопасно." (Толковая Библия Лопухина)
9 "пост" - так назывался день очищения (умилостивления, по-евр. "Йом Киппур"), единственный день в году, когда иудеи должны были поститься по предписанию закона (Лев 16:29-31). Он праздновался в период осеннего равноденствия. С этого дня мореплавание обычно прекращалось на зимний период" (Комментарий к Брюссельской Библии).
Уильям Баркли в своем комментарии к Новому Завету (к Деян. 27) пишет: "Пост, о котором здесь упомянуто - иудейский день искупления..."
Комментарий Уэсли (также о Йом-Кипур, отмечаемом 10 числа месяца Тишрей): 9 "The fast, or day of atonement, was kept on the tenth of Tisri... "
Это непосредственная терминология Нового завета. Если мы знаем начало Книги достаточно хорошо в свете еврейской культуры, то существует только один единственный пост, который бы он упомянул в общем - и это Йом Киппур. Если смотреть в контекст, мы увидим - это ближе к концу года, поэтому и возникла проблема. Потому что это рядом с периодом плохой погоды в Израиле. И время поста прошло. Поэтому Павел начинает предостерегать их. По мере рассмотрения этой терминологии и понимания, что есть такое Йом Киппур, мы сможем увидеть эти праздники не только в Ветхом Завете, но и в Новом Завете, потому что все ученики Йешуа праздновали их, и мы сможем видеть их непосредственно в книге Откровения. Дальше.
Левит 16:29 - И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами, Никто не должен работать. Это великая Суббота. Это Суббота всех суббот. Каким способом лучше всего смирить свою душу, как ни постом? Известно, что нет лучшего пути, смирить свою душу. Когда мы постимся, то мы показываем Яхве, что мы готовы умереть, лишь бы увидеть, как Яхве действует в нашей или чьей-то другой жизни. В этом и заключается Йом Киппур. Это пост. Будет смерть и будет жизнь в течение этих 24-х часов.
Исайя 58. Здесь написано:
1 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, - все в древнем Израиле сразу подумали бы о Йом Теруа - и укажи народу Моему на беззакония его, - а именно это и делается в этот период - и дому Иаковлеву - на грехи его.
2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Элохиму:
3 "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Фактически, в день их поста, они заставляют всех остальных работать. А сами якобы смиряют себя, ходят в вретище и пепле, делая то же самое, что и фарисеи. А в это время все остальные работают у них на дворе вместо них.
4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Здесь мы узнаем цель поста - чтобы голос ваш был услышан на высоте. Пост - одна из значительных частей веры, потому что этим мы говорим: "Отец, я готов умереть, лишь бы Ты услышал мой голос и я готов умереть ради этого, в определенной степени ".
5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? ЭТО ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Он говорит: "Я бы предпочел, чтобы вы делали и верили". Что это за слово? Шема. Он предпочел бы, чтобы мы СЛУШАЛИ и ДЕЛАЛИ. Иными словами, Он говорит следующее: "Когда вы поститесь, то допустимый пост - это когда вы поститесь и ВЕРИТЕ, что это уже совершилось"! Что эти вещи произойдут, что оковы неправды разрешатся, и всякое ярмо будет разбито, потому что мы участвуем в умирании. Мы всходим на это. Когда мы постимся, именно это мы и делаете на Йом Киппур - мы всходим на крест, и входите в силу, которую принес крест. Йешуа спас мир через крест. Когда мы готовы поститься, мы буквально одним малым путем входите в тот день.
8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя." (Ис. 58:6-8)
И в этом одно из важных значений Йом Киппура: в посте. Пост - это важно. Первые верующие постились дважды в неделю.
- Левит 16:30-31 - Ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Адоная; это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление ВЕЧНОЕ.
Сколько это - вечное? Не сказано "временно", сказано "вечно". Сказано ли "только для физических Израильтян"? Сказано "вечно", если мы считаем себя частью Его народа.
- В десятый день седьмого месяца - день искупления... ибо в сей день искупления, чтобы сделать вас чистыми пред лицом Адоная Элохима, Господа Бога... никакого дела не делайте... это постановление ВЕЧНОЕ во все роды ваши ВО ВСЕХ жилищах ваших.
Это заповедь, это не только для земли Израильской. Это для ВСЕХ наших жилищ, куда бы мы ни пошли. Это вечная заповедь.
Он говорит, что - Это суббота полного покоя для вас; смиряйте души ваши; с вечера девятого дня месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу (Левит 23:27-28, 31-32).
Это великая Суббота.
- И в десятый день сего седьмого месяца пусть будет у вас священное собрание: смиряйте тогда души ваши и никакого дела не делайте (Числа 29:7).
Существуют субботы помимо субботы седьмого дня. Это одна из них. Что значит слово "искупление"? Если посмотреть в лексикон Стронга, то можно увидеть, что слово "искупление" - это номер 3722 - "кафа".
"Кафа" значит:
1) Покрывать, очищать, делать искупленным, примирять, это как покрывать смолой, или, как мы сегодня говорим, конопатить.
Жертва за искупление закрывает брешь. Образуется брешь в конце года. Духовная, душевная, финансовая. И нам нужно это покрытие. Для этого и предназначался день искупления, чтобы покрыть все грехи, неосознанные или осознанные грехи, за которые мы еще не совершили очищения в течение года. Это предназначалось для всего, за что не было совершено искупление в этот год - это должно было закрыть брешь.
В Бытие 3:21 сказано - И сделал Яхве Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. Это первое искупление в Библии, когда Сам Яхве убил животное и покрыл - слово, употребленное здесь, - "кафа" - Адама и Еву. Покрыл их от стыда их греха.
Между днем искупления, которое происходит в десятый день месяца, и 1-м тишри, первым днем месяца - Праздником Трубления, есть 10 дней, которые называются 10-ю днями трепета. Почему? Потому что это последние 10 дней покаяния. Это последняя возможность для людей покаяться. В древние времена совершали, фактически, 40 дней покаяния в память о сорока днях, в течение которых Моисей был на вершине горы во второй раз, когда были даны 10 Заповедей, он пробыл там 40 дней. И отталкиваясь от этого, за сорок дней до наступления Йом Киппура постились, молились, смиряли себя, примирялись друг с другом. Это 10 дней трепета. Можно говорить: "О, Отец, мы хотим, чтобы Ты вернулся". И мы, конечно, хотим, но если бы Йешуа видимым образом предстал пред нами и спросил, глядя прямо в глаза: "Ты готов? Приведена ли в порядок твоя душа и жизнь? Ты незапятнанная и чистая невеста, готовая к встрече со Мной, своим Женихом?" Скорее всего очень многие скажут "нет". Нам нужно время, чтобы все привести в порядок и примириться с Ним. Вот, для чего это время. Это напоминание, это цикл. Еврейский календарь цикличен. Каждый год происходит напоминание, что будет какой-то год в будущем, когда Мессия вернется, и нам нужно подготовиться. Потому Многие говорят: "Я готовлюсь каждый день". Но это не всегда и не совсем так. Жизнь часто ускользает. Она слишком насыщена. И это время, когда нам напоминают, чтобы мы готовили себя.
2) С перспективы мышления иври, число 10 символизирует человеческое правительство.
Это также представляет Северное царство Израиля (10 колен), которое было рассеяно. Поэтому эти 10 дней - это символически 10 дней, когда гоим (рассеянные и ассимилировавшиеся 10 колен Израиля, а также язычники из разноплеменных народов) входят в Царство каждый год. По мере нашего приближения к Мессии будет всё большее собрание осенью. И из года в год как напоминание или репетиция, как репетиция банкета, это то, когда Его голос сильнее всего и они начинают сильнее слышать призыв.
- Полное число язычников, наконец, входит по прошествии этих 10-ти дней. Это время тшувы. По-еврейски это значит "покаяние", или, фактически, по-еврейски это "возвращение". Это возврат к Яхве. Тшува - это не обязательно просто покаяние в понимании греческого христианства, когда говоришь: "Прости, я сожалею". Это не покаяние. Покаяние, согласно Торе - это когда мы украли что-то у кого-то, мы воздаем ему в 7 раз от того, что мы украли. Поэтому, когда мы возвращаемся к Яхве, потому что ваши предки отпали от Отца, мы не просто приходим и говорим: "Отец, я хочу посвятить Тебе мою жизнь". Мы воздаем в 7 раз от того, что мы украли у Него. То есть мы отдаем все свои жизни.
Это время покаяния. Йом Киппур - это время, когда коэн гадоль (первосвященник) мог приступать к Яхве только один раз в году. Он мог входить с жертвой раз в году в Святое Святых.
"За неделю до Йом Киппура первосвященник, сопровождаемый торжественным шествием иерусалимской знати, кохенов и левитов, покидал свой дом и уединялся в одном из отделений Храма, где готовился к сложному богослужению. Сам отправляя в Йом Киппур всю храмовую службу, он пять раз менял одеяние (облачаясь в золотое для обычных, а в льняное белое - для особых жертвоприношений, при которых он произносил вслух подлинное имя Бога...), каждый раз совершая ритуальное омовение."
"Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение; священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды; и пусть омывает он тело свое водою и надевает их; и от общества сынов Израилевых пусть возьмет двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение. И принесет Аарон тельца в жертву за грех за себя и очистит себя и дом свой. И возьмет двух козлов и поставит их пред лицом Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения; и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения. И приведет Аарон тельца в жертву за грех за себя, и очистит себя и дом свой, и заколет тельца в жертву за грех за себя" (Лев. 16:3-11)
"и возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицом Господним, и благовонного мелко истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курение на огонь пред лицом Господним, и облако курения покроет крышку, которая над [ковчегом] откровения, дабы ему не умереть; и возьмет крови тельца и покропит перстом своим на крышку спереди и пред крышкою, семь раз покропит кровью с перста своего" (Лев. 16:12-14)
- Первосвященник входил в Святое Святых 3 раза.
- один раз за свои грехи,
- один раз - за грехи левитов
- и один раз - за весь Израиль.
Три раза он входил в Святое Святых. Один раз за каждый день, который Мессия проведет во гробе. И на третий день Он воскресает из мертвых. Это время, когда весь Израиль имеет возможность получить спасение.
Во Втором Храме не было ковчега завета. На его месте, согласно традиции, находился "камень основания" (эвен hа-штия).
В Мишне, трактате Йома, говорится, что этот камень был со времен первых пророков, он располагался на три пальца выше пола. Первосвященник осуществлял кропление этого камня кровью тельца. Эвен ha-штия был прообразом Мессии Йешуа:
"Йешуа говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?" (Мф. 21:42)
"Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна," (1 Пет. 2:7)
Это время разделения.
- Матфея 25:31 это одна из причин, по которой мы знаем, что осенние праздники -это время, когда придет Мессия - Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы - в древнем Израиле цари всходили на престол первого тишри, на Йом Теруа, Праздник Труб. Из культуры еврейских корней, Мессия возвращается и садится на Свой престол не иначе, как в это время, потому что Он должен быть законным Царем. Для Него незаконно воссесть на престол в любое другое время. Он может быть Царем. Но нельзя быть инагурированным, нельзя быть коронованным, нельзя воссесть на этот престол, пока ты законно не являешься царём.
- соберутся пред Ним все народы - "сбор" - сельскохозяйственный термин; - и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
Мы видим, как в это время происходит некое разделение.
Йешуа сказал:
- Матфея 25:33 - и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
Хорошие по правую руку, плохие - левая рука.
Когда первосвященнику давались инструкции по принесению жертвы на Йом Киппур, ему давали инструкции взять тельца и пару козлов. Эти козлы одинаковые. И как же он узнавал, какого козла, для какого искупления использовать?
- Левит 16:6 - И принесет Аарон тельца в жертву за грех за себя и очистит себя и дом свой. 7 И возьмет двух козлов и поставит их пред лицом Яхве у входа скинии собрания;
Вот, как это делалось:
- Первый жребий - они бросали жребий об обоих козлах. И первый жребий отходил Яхве, или Адонаю. Он назывался козлом "ла Адонай" - "для Господа". Этот козел приносился Господу. Это было приношение за грех.
- Второй - он избирался левой рукой - отходил Азазелю. Он назывался козлом "ла Азазель" - "для козла отпущения". Или же "отходящий вдаль козел", если быть более буквальным.
- Жребий помещался на голову каждого животного, как печать их судьбы.
В Талмуде, трактате Йома сказано:
"... зa сорок лет до разрушения Храма жребий (козлов) не выпал на правую сторону; красная лента не побелела; западный свет перестал пылать; двери святилища (ворота Храма) открылись сами по себе..." (Йома 39б)
Чудо номер 1. В 100 % случаев жребий выпадает на левую руку. Ни одного раза начиная с 30 года и до 70 года н.э., когда был разрушен Храм, они не выбрали жребия козла для Адоная правой рукой. Какова статистическую вероятность этого события? Статистическая вероятность выбрать жребий для козла Адонай левой рукой 40 раз подряд равна 1/5 500 000 000 (один к пяти с половиной миллиардам). Явно, рука Адоная была на этом.
Чудо номер 2. Чудо номер два - это храм. Двери храма. Они закрывали двери на ночь. Враг не может проникнуть, когда двери закрыты. Когда они вставали утром, то они были открыты настежь. Израильтяне открывали двери в Шаббат, чтобы люди входили. По завершении Шаббата они закрывали двери. Каждый год на Йом Киппур они открывали двери и вечером под конец при великой трубе они закрывали двери. В этом и заключается идея: двери закрыты, и никто больше не может прийти в присутствие Яхве. На следующее утро - двери настежь. Что произошло? Мессия умер и воскрес из мертвых, Он стал грехом за нас, Он стал проклятьем за нас, чтобы все люди могли прийти к Отцу. В тот момент двери и стали открытыми. Словно Отец Яхве сказал: "Все люди могут прийти ко Мне. Больше Я не ограничиваю их, чтобы они приходили ко Мне только в Шаббат, больше Я не ограничиваю их, чтобы они приходили ко Мне только в Йом Киппур и получали прощение грехов. Они навеки прощены, и Мои двери настежь открыты до настоящего последнего шофара ха-гадоль". Раввины того времени не поняли этого.
Как иудеи понимали эти события? В трактате Йома 39б, который цитировался выше, говорится: "...раббан Иоханан бен Закай... сказал: "Храм, Храм! Для чего ты тревожишь себя? Я знаю, что ты будешь разрушен, и уже пророчествовал о тебе Зхария бен Идо: "открывай, Леванон, врата твои, и пожрет огонь кедры твои." (Йома 39б) (р.Михаэль Ковсан. Йерушалаим в еврейской традиции).
Записи первого века показывают, что они в замешательстве. Двери постоянно распахиваются настежь. Этот самый человек - раббан Иоханан бен Закай - и был в 70-м году нашей эры главным когеном.
Чудо номер 3. Червленая нить. Одно из самых удивительных чудес, произошедших после смерти Йешуа - это красная нить. Чудо, о котором очень немногие знают и в иудаизме не понимают. Почему это произошло? Древние говорили, что это очень странно. "Козел для жертвоприношения и козел для отпущения отмечались красной лентой. Козлу для Господа червленица повязывалась на шею, а козлу отпущения - на рога. По традиции, часть красной ленты вывешивалась у ворот храма или прикреплялась к скале близ пропасти в пустыне, в которую низвергался козел отпущения. Каждый год эта красная нить на вратах Храма изменяла цвет на белый утром. К утру после Йом Киппура, по завершении священнодействий, красная лента чудесным образом изменяла свой цвет на белый - в знамение последовавшего от Господа прощения в соответствии со словами пророка: "Если будут грехи ваши как
багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю" (Иcайя 1.18)." (В Талмуде говорится, что когда лента становилась белой, люди радовались, когда она не изменяла свой цвет, они печалились.)
С того года на протяжении сорока лет эта нить больше НЕ меняла цвет на белый. Она оставалась красной 40 лет подряд. Опять та же вероятность один к пяти с половиной миллиардов. И послание, которое Он пытался послать им в первом столетии: "Я больше не приму жертву на Йом Киппур. Она неприемлема. Жертва Моего Сына - это то, что Мне угодно. Больше Мне ничего не нужно". Вот почему это и было написано в книге пророка Исайи. В Йом Киппур, на следующий день, если жертва Йом Киппура была принята, эта шерсть, этот кусок красной материи становился белым, как снег.
Чудо номер 4. Вечный огонь не оставался зажженным. Было 7 огней, 7 лампад с маслом на меноре. Вот, как это происходило на Йом Киппур. Вечером, - все дни в году они ставили 4 лампады в центре: три и одну слева на западной стороне. И центральные 4 не оставались зажженными, а две на восточной стороне оставались зажженными и одна на западной стороне оставалась зажженной. Одна на западной стороне считалась вечным огнем. Западный светильник назывался вечным огнем, западным огнем. И все остальные светильники зажигались от западного огня. Вот почему, когда зажигается менора, она зажигается с западной стороны к восточной стороне, и то же самое во время Хануки с ханукией. Вечером гасили четыре подсвечника посередине, или четыре центральных светильника, и вновь зажигали их вечером. Но проблема в том, что западный светильник каждый раз, когда они выходили из храма, потухал. Сверхъестественно, он потухал. Это наихудший из знаков, который вы могли получить в древнем иудаизме как первосвященник, или обычный священник. Потому что не было электричества в древнем Израиле, и если светильники потухали в храме - а светильники символизировали Руах / Дух Святой - это была большая проблема. Это послание, которое пытался послать Адонай: "Я не хочу здесь больше пребывать. Мой Сын умер как пасхальный Агнец, но Он также умер как жертва Йом Киппура. И больше Мой Дух не будет содержаться в помещении. Мой Дух будет обитать в настоящем храме, в котором Он должен был обитать на горе Сион от начала, когда Я хотел послать Его в первый раз". В храме человеческих сердец. Мой Дух НЕ может больше жить в здании. Он родится внутри Моего народа. Поэтому Я позволю Своему светильнику потухнуть в храме". Огонь Духа не потух, но Он всего лишь изменил место Своего пребывания.
Терминология, которую использует Йешуа - Он говорит евреям. Есть только один свет. В храме у них были небольшие окна. И храм был настолько ярко светился ночью, что, казалось, он пылал. Он затмевал все огни в Иерусалиме вечером. И он располагался на холме! На самом высоком холме. Поэтому Он говорит, что светильник нельзя прятать под сосудом. Он говорит: "Вы свет мира. Город - указывая на город, расположенный так высоко, как только можно - город, стоящий на вершине горы, не может укрыться" - указывая на дом Его Отца. Поэтому когда Он говорит: "Вы свет мира", каждый еврей в первом веке знал, равно, как и каждый еврей сегодня, что свет, освещающий мир, если вам угодно, начинается в святилище с меноры. Поэтому если свет погас на меноре и перешел в людей, это единственная причина, почему вы можете быть светом мира.
Потому что ДО этого свет мира был в храме. Вы не можете быть светом мира - свет находится в храме. И пока свет шекины, Святой Дух, Руах остается в храме, Он там только потому, что мы соблюдаем Его Заповеди и наша задача - соблюдать Его Заповеди верою и Его Руах будет там, где должен, и мы все становимся светом мира! В тот момент, когда мы перестаем делать то, что Он сказал нам делать, и перестаем иметь веру, свет гаснет. Вот почему мы не можете иметь прорыва в жизни без веры. Вот, в чем смысл Йом Киппура. Это взращивает вашу веру. Это последний момент. Это второе приглашение.
Первый Йом Киппур - это второй период в 40 дней, который Моисей провел на горе.
- В Исходе 32:30 говорится - На другой день сказал Моше народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Яхве, не заглажу ли греха вашего.
Вот первое реальное искупление за грех Израиля в Исходе 32. Второй раз 10 Заповедей были даны через 40 дней. После проверки и испытания мы оказываемся в периоде Йом Киппура, ИСКУПЛЕНИЯ, осенних дней празднеств -во время второго дарования 10-ти Заповедей.
- Луки 4:1 - Йешуа, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Руахом в пустыню. 2 Там СОРОК дней Он был искушаем от дьявола - почему 40 дней? Нет ничего нового под солнцем. Он повторяет Свое Писание. Здесь есть послание - СОРОК дней Он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
В продолжении этой главы сказано:
Луки 4:28 - Услышав это, все в синагоге - Йешуа встает и читает из Исайи, главы 61, говоря: "Ныне -В ЭТОТ день! - исполнились слова сии. Я провозглашаю новый день - лето Господне". Исайя 61. Он не прочитал последнюю часть. Это была первая половина стиха, когда Он сказал: "Я провозглашаю, что ЭТО год Господень". Когда год Господень меняется? Если вы еврей. И вы в первом веке. И у вас есть календарь. Когда календарь меняется? На Йом Теруа, Праздник Труб. Он не говорит о 1 января или 1 мая. Пророчески Он ВСЕГДА находится в совершенном соответствии. Все, что Он ни делает, высчитано. Прежде, чем Он приступил к этому, этот день был уже застолблён. Это происходит в Субботу. Он делает это точно в Йом Киппур. Он встает и именно Он говорит из Исайи 61 - отрывок из Торы на ту неделю.
И Он говорит: "Я заявляю вам, что ЭТО день Господень". И смотрите, что происходит - Услышав это, все в синагоге исполнились ЯРОСТИ 29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; А что происходит во время Йом Киппура? Одного козла приносят в жертву Адонаю, а другого свергают со скалы. Йешуа говорит им: "Я и есть ОН!". Этот день потенциально Йом Киппур, когда Он говорит это, в Субботу - это Великая Суббота: "Я и есть ОН. Я - ла Адонай!". И они ТОЧНО знали, о чем Он говорил. И что они делают? Они делают в точности то, что было предписано делать в Йом Киппур. То есть взять того, на кого должно переложить грехи, и свергнуть его со скалы.
"За сорок лет до разрушения Иерусалима Синедрион был изгнан (из Палаты Тёсаных Камней) и расположился на месте, где производилась торговля. (Шаббат 15а). В первом отрывке жребий и верёвка являются частью церемонии Йом Киппура. Открывающаяся сама по себе дверь возвращает нас к завесе, разодравшейся во время смерти Йешуа. Внезапное перемещение Синедриона из Палаты, находившейся возле Храмового жертвенника, можно отнести к тем же событиям. Палата могла быть повреждена во время землетрясения, сопровождавшего смерть Йешуа. Как видно, нет никакого другого исторического события, объясняющего эти обстоятельства." (Д-р Джон Фишер, Комментарии раввинов к мессианским пророчествам)
В Израиле существуют 4 урожая.
- Первый из них - урожай ячменя. Происходит он весной. И это праздник первых плодов. Они возносили приношение снопа ячменя - самого первого созревшего ячменя. Это первые плоды. Кто был Йешуа? - Первыми плодами всего творения. Так говорит Рав Шауль (Павел). Он не случайно так сказал, а потому, что это пророчески истинно. Он первый, кто воскрес к праведности.
- Пшеница. Урожай пшеницы собирают ближе к Шавуоту, или пятидесятнице. Это второй урожай. Это пятидесятница, или урожай пшеницы.
- Третий урожай - это плоды с деревьев. Это происходит на Праздник Труб, или Йом Теруа. Все плоды в Израиле собирают в это время или немного пораньше.
- Но есть один плод, который оставляется до самого конца. И это плод от виноградной лозы, или виноград. Как делают вино? Виноград давят. Давят чем? Ногами. В Писании, сказано, что Йешуа была дана власть до тех пор, пока Его враги не будут положены под ноги Его. И в этом намек: не полагают под ноги что-либо съестное, кроме винограда. Никто не положит себе под ноги грушу или мясо. Именно виноград мы кладем себе под ноги и давим его. Здесь можно видеть соответствие, чтобы знать сроки конца времен. И поэтому праздники настолько важны.
- Откровение 19:13 - [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. - Первосвященник одевал только белый, белоснежный виссон. Но он брал кровь козлов и тельца и входил и кропил ею место умилостивления три раза. Что происходит с белоснежным одеянием? Полный кошмар. Потому что они не делали это кабы-как. Когда они покрывали кровью людей, они кропили "от души", так что не оставалось нигде рядом чистого места. И вся их одежда была в крови. Праведность, покрытая кровью. И здесь мы видим в Откровении 19, что Йешуа облечен в одежду, обагренную кровью. - Имя Ему: "Слово Элохима" - тут же возникает аллюзия для еврея первого столетия - что речь ведется о первосвященнике совершающего жертву Йом Киппура.
Посмотрите на это - 14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в ВИССОН БЕЛЫЙ и чистый. 15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. - что происходит на Йом Киппур? Враг повергается, высылается за пределы обитания, свергается со скалы - Он пасет их жезлом железным; Он топчет ТОЧИЛО ВИНА ярости и гнева Бога Вседержителя.
И другие Писания в Откровении говорят о точиле вина, или о сборе кистей винограда для ГНЕВА Яхве. Это не иллюзия и не метафора. Он использует метафору, но Он использует ее в период времени, когда Мессия будет судить народы. Что происходит на Йом Теруа? - Плоды собирают. И мы должны быть плодом Святого Духа. Когда Руах гаКодеш / Святой Дух действует в нашей жизни, это производит плод. Мы дерево. В хорошем смысле этого слова )) . Снова и снова Писание говорит о том, что человек - это дерево. Мы должны быть деревом, которое обильно плодоносит. Ветви Иосифа, как написано, разрастутся за стены и скинут плоды для народов, чтобы те могли собрать. Кстати, сам упомянутый факт, что дерево перекинет ветви за стены и скинет плоды со своих ветвей для народов, какое это время года? Это происходит осенью. Народы придут на сбор. Это праздник СБОРА урожая! Время пришло! Эти три последних Праздника.
Великая труба.
В Писании упомянуты 3 главных трубления в шофар на протяжении года. Вот они.
1. "Первая труба" - трубит и связана с Шавуотом (Пятидесятницей). Это первый трубный глас. Это первый призыв. Первосвященник входит в Святое Святых три раза. Поэтому имеет смысл ожидать, что будет три приглашения. И три раза труба будет трубить. Трубление, связанное с Шавуотом - первое.
2. Второе трубление называется "Последняя труба". Любой человек с греческим мышлением - по сути, с логическим мышлением - поставил бы последнюю трубу последней. Это логично. Но Яхве и Его народ мыслят по-другому. Главное - это должно иметь смысл для Него. Его логика носима ветром. Первая труба - это пятидесятница. Последняя труба - это Йом Теруа (Праздник Труб).
3. И затем будет "Великая труба Божья". Великая труба трубит и связана с самым концом, с последним моментом Йом Киппура. И она не затрубит до последних "3, 2, 1"... и затем трубит Небесный Шофар.
Неила.
Евреи проводят служение "неила" в конце Йом Киппура. Они верят, что Небесные Врата открываются на Йом Теруа. Они верят, что могилы открываются на Йом Теруа. Они верят в это, они учат этому. Они верят, что врата открыты и могилы открыты на Йом Теруа все дни трепета, и закрываются со звуком заключительного шофара в конце Йом Киппура. После этого ни у кого нет возможности прийти и узнать Создателя вселенной. В тот момент, и только в тот момент Книга закрывается. Поэтому, когда Йешуа открыл книгу и прочитал отрывок из Торы и из Исайи 61, что потом Он сделал? - Он закрыл книгу. И сказал: "Я провозглашаю вам: это лето Господне благоприятное!" Когда тот заключительный шофар трубит, книга закрывается, и мы проговариваем слова, пророчески глядя в будущее: "Мы провозглашаем лето Господне благоприятное". Потому что тогда оно и начнется - с поражения врагов. И что происходит после Йом Киппура? - Брачный пир. Праздник Суккот. Праздник кущей, когда Он будет обитать со Своим народом тысячу лет.
Йом Киппур - Судный день
- Исайя 52:15 - Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали.
Когда они увидят все это безумие, происходящее на земле, они, совершенно не верующие в Бога, начнут рассуждать о возможности того, что Он всё же реален.
- Иоиль 2:15 - Вострубите трубою на Сионе назначьте пост - он говорит о Йом Кипуре - и объявите торжественное собрание. 16 Соберите народ, созовите собрание, - кахал - пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы.
Интересно, насколько значим это язык. Когда Жених входит к своей невесте? - На Йом Теруа. Это брачный пир! Это когда цари коронуются и это время, когда происходит брачная церемония. И Он идет в чертог на неделю. По прошествии этого времени, Он выходит - прямо на Йом Киппур. Вот почему и сказано: "Вострубите трубою на Сионе. Провозгласите святой пост. Созовите священное собрание. Пригласите старцев. Потому что жених покинул чертог Свой и невеста - свою горницу". Это означает, что они уже осуществили брачные отношения, потому что они находились там всю неделю. Это Йом Киппур.
В Книге Левит сказано: "и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен поступить он и со скиниею собрания, находящеюся у них, среди нечистот их" (Лев. 16:16)
Здесь перечислены: грехи, нечистоты и преступления (восстание, бунт), в стихе 21 - беззакония, преступления, грехи;
от нечистот - иврит: ми-тумот;
от преступлений - иврит: ми-пиш'эйhем (пеша: восставать, бунтовать);
грехах - иврит: хатотам (хет - промах, непопадание в цель);
беззакония (стих 21) - иврит: авонот (от корня, означающего: гнуть, крутить, извращать).
Это полное искупление.
- Римлянам 5:11 - И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Йешуа Мессию, посредством Которого мы получили ныне примирение. Он связывает Песах с Йом Киппуром, первый день религиозного года с первым днем светского года, первый день, когда деревья начинают цвести, с первым днем, когда деревья начинают приносить плод. И они связаны: тот, кто насаждает семя - это тот же, кто срывает плоды. Они связаны.
- Евреям 9:24 - Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие.
О чем он говорит? - О Йом Киппуре, без сомнения. Это единственное время, когда позволялось входить в Святое Святых.
- 25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
- Евреям 9:26 - иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. - Он козел "ла Адонай"
- 27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
- 28 - так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение.
КОГО СИМВОЛИЗИРУЕТ КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ И КУДА ОН ОТСЫЛАЛСЯ?
"а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения" (Лев. 16:10)
По мнению Абарбанеля, козел отпущения символизировал "беспутного человека, который влеком собственными страстями и помыслами. Ничего удивительного в том, что такой человек попадает в духовную пропасть. Это не случайность, а Небесный вердикт". "Символика 2-х козлов издавна сопоставлялась с символикою двух птиц для очищения прокаженного (XIV:1-8). Как в последнем случае и закланная, и живая птицы - обе выражали идею полного очищения выздоровевшего, так и 2 козла - закалаемый, а другой отпускаемый в пустыню - обозначали полное удаление грехов и беззаконий от общества Господня. Для определения, какой козел должен быть принесен в жертву, первосвященник бросал жребий: на одном куске пергамента писалось: la Yahveh - для Господа, на другом la azazel - для Азазела (русск. пер.: для отпущения, слав.: "отпущению", Vulg.: capro emissario). В понимании последнего слова переводы и толкователи чрезвычайно расходятся. Известны гл. обр. 4 группы толкований: 1) под Azazel разумеется место (гора в пустыне или вообще пустыня), куда отсылался козел отпущения (некоторые Таргумы, Мидраш, отдельные раввины, из новых, напр., Бохарт, Розенмюллер); 2) самый козел отпущения, как отсылаемый в пустыню (LXX: apopompaioV, Vulg.: сареr emissarius; Симмах, Акила, Феодотион, св. Кирилл Александр., блаж. Феодорит, Лютер, Гофман, Шегг и др.); 3) - абстрактно: "отпущение" (LXX: eiV apopomphn, русск.-слав.). Но против всех этих толкований решительно говорит заключающееся в ст. 8 противоположение Яхве la azazel, след.последнее должно быть существом личным и притом источником греха. Поэтому 4) и в древности (Ориген, Contr. Cels., VI:43), и особенно в новое время Азазел понимается в смысле личного существа - диавола или демонического мира (Эвальд Генгстенберг, Кейль, Куртц, Элер, Бодиссин, Дилльман, Шульц, Штрак и мн. др.), и в виду искусственности трех названных ранее толкований, толкование последнее является вероятнейшим. Конечно, отсылание козла Азазелу не было актом жертвы ему, что прямо исключается всем смыслом закона Моисеева, но символическим возвращением всей совокупности греха Израиля к первоисточнику греха - в виде козла, на голову которого первосвященник возлагал грехи народа (ст. 21-22). Об Азазеле, как одном из князей демонов, говорит книга Еноха" (Толковая Библия Лопухина).
Немного подробнее о козле Азазеля. Вот, что они делали: они брали эти жребии и выбирали жребии о козлах. Козлы сидели там, и не знали, что происходило. Они не знали, что один из них умрет, а другой будет отведен в пустыню и, в конце концов, сброшен с отвесной скалы. Один из них - это жертва за грех. Одного пойдут и принесут в приношение Яхве. Они тянули жребий и говорили: "Этот камень для этого животного, этот камень для этого животного". И они тянули жребий правой рукой. И какой бы козел это ни был, он приносился Яхве. Это был тот, которого приносили в жертву Адонаю, и поэтому он назывался козлом Адоная. Другой жребий - и очевидно, он оставался только один - тянулся левой рукой. Это был козел Азазеля. Это есть в нашем Новом Завете, где сказано об отделении овец и козлов по правую руку и левую руку. Любой в древнем Израиле, когда это говорилось, тут же вспоминал о Йом Киппуре, потому что это единственное время, когда происходило избрание правой и левой руки. И это было разделением.
Итак, козел Азазеля, или в позднее в Септуагинте его называли козлом отпущения - это и есть козел отпущения. Потому что они брали - после того, как приносили жертву Адонаю, это было приношением за грех всего Израиля - первосвященник возлагал руки на голову козла Азазеля и исповедовал все грехи Израиля над этим козлом, и затем другой священник уводил его за 10-12 миль за пределы города. Почему они делали это? Потому что раньше они выводили его за ворота города и отпускали, священник отходил, оборачивался, а козел был тут как тут. И, конечно же, никто не хотел, чтобы их грехи следовали за назад домой. Поэтому они решили отводить козла на 10-12 миль за город к скале и сталкивать козла с этой скалы.
В древние времена верили, что Азазель был богом полукозлом - получеловеком. Верили, что он был одним из богов, который сошел и породил нефилимов - исполинов. Пример Давида и Голиафа. Голиаф был рефаимом-нефилимом, одно из значений которого "гигант". Как исполины сюда попали? Они родились, когда сыны Божьи вошли к дочерям человеческим. И считается, что большинство сынов Божьих, которые сошли на землю, чтобы быть Стражами по повелению Яхве, стали падшими ангелами. От падших ангелов и произошли эти существа-исполины. Также падшие ангелы входили к животным. И Азазель был одним из величайших нефилимов своего времени. И именно он научил мужчин-воинов воевать друг против друга, научив их изготовлять оружие, и научил женщин использовать косметику, чтобы обманывать. Он был связан в пустыне под скалами, где свет не мог достичь его глаз.
Енох 1:10 (в руск. 2:38) подтверждает это. Там сказано: "И вся земля развратилась чрез научения делам Азазеля: ему припиши все грехи".
Книга Еноха - это не библейская книга, это дополнение к канону. Но мы можем получить из древней литературы более глубокое понимание того, во что они верили. Это одна из причин по которой первосвященник возлагал руки на голову козла Азазеля, потому что он передавал грех тому, кто принес грех от начала. Все остальные грехи в Библии искупляются только лишь через жертву животных, через кровь, и это все, что требовалось - просто кровь. Когда Мессия умер, требовалась только кровь Мессии. Но есть вопрос: что Яхве делать с грехом? Потому что вина все еще присутствует. Она не исчезает магическим образом. Когда мы совершаете что-то в физической сфере, это существует вечно. Пока оно не будет ввергнуто в огненное озеро и не сгорит, оно существует. Потому что в день суда наши дела будет приведены перед нами из той Книги. И даже, несмотря на то, что мы попросили прощения и были прощены, дела все еще существуют. Поэтому они и будут возложены на родоначальника греха и вместе с ним будут повержены в озеро огненное.
Йом Кипур - это время разделения добра и зла в нашей жизни.
Это возможность взглянуть внутрь себя и отделить праведное от неправедного. В это время мы вновь делаем акцент на восстановлении, возмещении, возвращении того, что мы украли в прошедшем году - эмоционально, физически, духовно - у людей и у Него.
Это репетиция. Это касается нашего бракосочетания. От Бытия до Откровения везде говорится о ктубе - брачном контракте. Говорится о муже и жене, которые вновь сходятся вместе, чтобы быть одним в руке Господина. Это репетиция свадьбы. Вот почему это делается каждый год. Потому что однажды свадьба произойдет.
Есть притча о десяти девах: пять, у которых было масло, и пять, у которых масло закончилось. Потому что пять были готовы, они репетировали, они знают, потому что репетировали снова и снова. Они знают, что Жених придет посреди ночи, и им понадобится достаточно масла. Они ждут, они готовятся.
В 1-м Фессалоникийцам сказано, что Мессия придет при великой трубе. И еще сказано: "Как вор ночью". Двумя стихами ниже сказано: "Братья, для вас Он не придет, как вор ночью, потому что вы не во тьме ходите". Он придет, как вор ночью, ТОЛЬКО для тех, кто ходит во тьме. Он говорит: "О временах и сроках НЕТ НУЖДЫ писать вам". Слово "сроки" здесь - это "моадим", что значит "назначенные дни празднеств".
Йом Киппур - прообраз Великого Суда у великого белого престола:
"И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими." (Откр.20:11-12)
"И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное." (Откр. 20:15)
Готовы ли мы сегодня предстать перед Всевышним и дать отчет о своей жизни?
"Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу." (Рим. 14:12)
"И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет" (Евр. 4:13)
"Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева" (Евр. 12:22-24)
"И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром" (Откр. 22:17)
|