Всем Шалом… В Израиле начинается сезон осенних праздников, которые следуют один за другим. 28 сентября 2011 (вечером) заходит праздник Рош а-Шана - Еврейский Новый 5772 год. Праздник длится два дня 29 и 30 сентября. Также его еще называют праздником Труб. Рош – в переводе означает голова, а Шана – год…то есть дословно можно перевести как Голова года…
Рош а-Шана, знаменует сотворение мира, с началом этого праздника начинается новый год и завершается предыдущий. В соответствии с еврейской традицией, 1 тишрея, на которое выпадает еврейский Новый год, является днем Сотворения мира. Именно в этот день Бог закончил свой шестидневный проект, оглядел дело своих рук и удовлетворенно отметил: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. (Быт 1:31) Для евреев Новый год – это день рождения человеческого рода.
Раз в год, на Рош а-Шана, все евреи тщательно анализируют свою жизнь и признают свои ошибки, неверные поступки и дела. Это время, когда они просят друг у друга прощения и приходят в молитвах к Богу, прося о милости и прощении. В этот день принято, проанализировав прошлое, сделать выводы из накопленного опыта и строить планы на будущее с намерением исправить допущенные ошибки.
Моему сыну задали написать в школе работу, где он должен был описать два плохих поступка, которые он совершил в этом году и подумать о двух хороших вещах, которые он бы хотел совершить в новом году. Уже с раннего возраста детей учат анализировать свою жизнь и думать о будущем. Мой сын написал, что он в этом году был очень хорошим мальчиком и ничего плохого не делал, а в следующем году будет хорошо учиться и слушать родителей ))) На что учительница ему сказала, что так не бывает… Слава Богу, что мы и наши дети, имеем возможность каждый день приходить к Господу и просить прощение за наши грехи и ошибки.
В этот день принято дарить подарки друзьям и близким (в магазинах можно приобрести подарочные наборы специально для этого праздника, в котором будет всевозможные сладости и обязательно баночка меда), этот праздник отмечается обычно в кругу семьи, а если кто-то далеко, то обязательно необходимо позвонить или отправить открытку. На стол подают самые вкусные и сладкие блюда, чтобы следующий год был таким же сладким и наполненным. В прошлом году ЗДЕСЬя уже писала о том, что едят на этот праздник и как празднуют.
Традиция праздновать завершение прошедшего и начало нового года существует у многих народов и играет важную роль в жизни людей. Но по моему мнению, евреи подходят к этому особенно серьезно, это не просто повод собраться семьей и вкусно покушать, но время переосмысления своей жизни…
Рош а-Шана - это как бы зачатие года, а последующие десять дней (их еще называют дни трепета или дни покаяния) как период беременности, эти дни заканчиваются на Йом Кипур (день поста и покаяния). Для евреев эти дни очень важны. Считается, что представ перед Богом в Рош а-Шана, человек судится за весь год. И поэтому люди каются, чтобы привести свое сердце в правильное состоянии. То есть человек в эти дни принимает посыл на весь год. Это касается не только еврейского народа, евреи верят, что каждый человек в этот день получает оценку своей жизни и Бог решает, кому жить дальше, а кто умрет в этом году, кому стать богатым, а кому бедным…
Рош а-Шана называется в Торе "днем трубных звуков", а момент трубления в шофар является центральным в службе. Согласно заповеди Торы, каждый еврей обязан в Рош ха-Шана услышать звук шофара, причем непосредственно, а не эхо или звук, транслированный с помощью электроники. Это должен быть правильно исполненный и благословленный звук настоящего шофара, сделанного из бараньего рога. Это именно тот трубный звук, который разрушил стены Иерехона. В день Рош а-Шана звук шофара звучит не только в синагоге, но его можно услышать на торговых площадях и там где большое скопление народа, чтобы всех призвать к покаянию… «Глас шофара» – совершенно особый по характеру, непохожий на звук других музыкальных инструментов. Да и «музыкальным» трудно назвать «глас шофара»: очень пронзительный и резкий, он лишен мелодичности, напевности. Он не «берет за душу», а врывается в нее, как бы «вспахивает» ее, сотрясает и переворачивает. «Зазвучит ли шофар в городе – и народ не содрогнется?!» –восклицает пророк (Амос, 3:6). Рабби Рамбам пишет, что хотя заповедь Всевышнего трубить в шофар в Рош а-Шана превосходит человеческое понимание, но содержит в себе намек, отчасти помогающий постичь ее смысл. И главное, мы осознаем, что это за намек, благодаря уникальному свойству звука шофара оказывать необычайно сильное воздействие на еврейскую душу. Шофар, пишет Рамбам, словно взывает: «Проснитесь, спящие, от вашего сна! Задремавшие, пробудитесь от вашей дремоты! Проверьте ваши поступки, и вернитесь к тшуве, и вспомните вашего Творца!» Кто же они, эти «спящие» и «задремавшие»? Рамбам отвечает: «Они – забывшие истину в тщете своего времени и отдавшие все годы свои на пустые и тщетные занятия, от которых не придет ни помощь, ни спасение». Именно их призывает шофар: «Взгляните на собственные души и сделайте добрыми ваши пути и ваши дела! Пусть каждый из вас оставит свой дурной путь и мысль, которая не хороша!..» (выдержка из журнала «Лехаим»)
Так как многие из нас не находятся в Израиле и не посещают синагоги, то я решила таки дать возможность всем послушать звук шофара в электронном виде
И будет в тот день: Протрублено в великий шофар – И придут сгинувшие в стране ассирийской И затерявшиеся в стране египетской, И поклонятся Господу на горе Святости в Иерусалиме!