Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Какова роль Святого Духа в искусстве?

Sara Groves и W. David O. Taylor обсуждают духовность и творческий процесс.
Ранее в этом году профессор теологии и культуры Теологической Семинарии Фуллера Дэвид Тейлор написал в Twitter: “После того, как я уже много лет преподаю уроки о призвании художника, я заметил закономерность в том, как христиане говорят о своём процессе создания искусства: оно либо чрезмерно одухотворено, либо недостаточно одухотворено. По-видимому Бог душит целостность работы или остаётся запоздалой мыслью”.

Этот Твит Тейлора и вызвал разговор между ним и автором и исполнительницей песен Сарой Гроувс о её воспитании в Пятидесятнической традиции и о том, как её убеждения в творчестве и вдохновении изменялись на протяжении всей её 20-летней карьеры.


Дэвид Тейлор (DT): Когда ты впервые начала переосмысливать вдохновение, как оно связано с вашей музыкой? И как твоё пятидесятническое происхождение повлияло на ваше мышление?

Сара Гроувс (SG): Я помню свой первый крупный тур с Michael Card. После концертов он услышал, как слушатели благодарили меня за то, чем я поделилась с ними, и как оказалась в состоянии глубокого самоуничижения, почти раскаяния. Позже он подошёл ко мне и сказал: “Знаешь, ты и я - это не наши дары. Мы становимся соучастниками торжества вместе со зрителями. Они говорят: "эта песня действительно помогла мне", а мы говорим: "она помогла мне тоже"”. Эта идея пришла мне голову и стала началом моего путешествия, чтобы найти лучшую основу для вдохновения и даров; это создало отдельное пространство, где творчество было приглашением, сотрудничеством с Богом.

Я думаю, что большая часть чрезмерно одухотворённых разговоров вокруг творческого процесса произошла от моих попыток дать понять, что я осознала свою испорченность. Никто не чувствует себя способным претендовать на ту часть нашего искусства, которая выходит за пределы сознания и мастерства; никто ни внутри церкви, ни вне её. Столетиями философы и психологи пытались объяснить вдохновение, музу или furor poeticus, поэтическое безумие.

Ты подробно рассказывал об основах мышления о вдохновении и написал несколько блестящих книг о творчестве и вере. Что ты нашёл наиболее полезным?

DT: Я говорю своим ученикам, что существует, по существу, три модели вдохновения в том, что касается создания искусства. Во-первых, у нас есть то, что можно назвать моделью “экстатического обладания”. Эта идея была популярна в греко-римском и романтическом контекстах, и до сих пор во многих художественных кругах. Гитарист рок-н-ролла Eddie Van Halen дал выражение этой модели, когда однажды пошутил: “Я всего лишь медиум, чувак!" Идея здесь заключается в том, что муза либо овладевает художником, либо стоит на плече художника, чтобы диктовать ему произведение на ухо.

Художник с этой точки зрения играет совершенно пассивную, а не активную роль в художественном труде. Steve Guthrie в своей книге "Дух Творца" суммирует диалог Платона "Ион", в котором мы обнаруживаем раннюю версию этой модели в словах Сократа “Бог отнимает у поэтов разум, когда он использует их в качестве своих слуг, как он делает это с пророками и благочестивыми прорицателями”. Другими словами, художник теряет свой неповторимый голос, а не сохраняет его в переживании одухотворенности; он скорее одержим, чем одарён, или, как часто говорят в некоторых христианских общинах: “это всё Бог, а не я”.

Во-вторых, у нас есть то, что я бы назвал “натуралистической” моделью. С этой точки зрения опыт вдохновения сводится к химическим, биологическим и культурным силам. Нет никакого метафизического дара свыше, нет никакого “вне себя”, нет никакой “дышащей” богини искусства и литературы, есть только то, что перемешивается в мозгу и предопределяется социально-историческими влияниями человека. Я также думаю, что многие верующие художники покупаются на мягкую версию этой натуралистической модели. Для них нет реального ощущения активного, личного присутствия Святого Духа в произведении искусства. Дух просто воспринимается как туманная и далёкая реальность или, на худой конец, как некий безличный электрический ток.

Модель, которую я рекомендую своим студентам, я бы назвал "интерактивной взаимностью". Короче говоря, творческий процесс - это всё Бог и всё я, вместе со всем, что сделало меня мной, но это также всегда Бог, инициирующий, поддерживающий и доводящий до завершения хорошую работу, которую я делаю. Иначе говоря, во Христе Бог делает каждого из нас уникальным, с “пространством”, чтобы быть нашим истинным “я”, до "самых глубин", как однажды выразился швейцарский теолог Карл Барт. И именно Дух освобождает нас, чтобы мы могли сделать что-то из мира “по-своему”, но никогда отдельно от животворящей силы Бога.

Мне же любопытно, как твоё воспитание сформировало твоё мышление по этому вопросу, особенно в том, что касается музыки, которую некоторые христиане исторически рассматривали как особенно “помазанную” деятельность?

SG: В Пятидесятнической церкви термин помазание распространён повсеместно. Иногда мне казалось, что он используется как система показателей, поскольку это было похоже на то, что Simon Cowell назвал бы "Икс-фактором"! Когда я пела в церкви и это трогало людей, я слышала, что я была помазана. Когда я начала посещать в церкви по всей стране, я услышала это снова, с дополнительными предупреждениями, что я должна быть осторожна, чтобы не потерять помазание. Эта идея, что я могу сделать что-то, чтобы потерять Святого Духа, казалось, была связана с идентичностью - буду ли я Саулом или Давидом? Оба они были помазаны Богом, но в бинарной системе злодей/герой один использовал свои дары для себя, а другой - для служения Богу. В моих ранних песнях вы можете услышать так много вопросов о мотивах. Возможно, я поступаю правильно, но по неправильным причинам.

Когда я начала посещать более широкий круг церквей, я обнаружила, что эти идеи не ограничиваются пятидесятниками, но мы озабочены собой и своей духовной пригодностью. Если мы верим, что дары и помазание даются на основе пригодности, тогда мы познаём себя и глубоко осознаём, что никогда не будем полностью пригодны. Это создаёт диссонанс, тайну. Это требует перформативной маски. Так что это заняло у меня некоторое время, но я должна была придумать лучший способ думать о помазании.

DT: Есть ли какое-то служение Духа, которое помогло бы осмыслить идею помазания и опыт вдохновения в твоей работе как художника?

SG: Мне помогли многочисленные упоминания о Духе как Учителе, то есть о том, что Дух покажет нам, что истинно. Перед моим мысленным взором возник образ меня самой на сцене, где зрители держали в руках карточки с оценками помазания, и я почувствовала, что ошиблась. Они были помазаны слышать столько же, сколько я была помазана петь. Я видела публику, каждое сердце которой, как гитара, резонировало с истиной. Сначала это означало истинное учение, но теперь оно стало означать то, что истинно о нас, что является человеческим, с чем познакомился Иисус. Я думаю, что это вписывается в твоё определение “интерактивной взаимности” в том смысле, что я привожу всё своё "я", чтобы увидеть весь мир через призму Духа - ученик, рассматривающий лилии.

Как и Движение Святости, пятидесятники высоко ценили пригодность художника. Сосуд должен был быть святым, чтобы искусство было более истинным. Но если Дух собирался научить меня тому, что было правдой, тогда то, что было правдой о нас как людях, могло прийти откуда угодно. Я могла бы стоять перед картиной, написанной человеком с проблемами, и если бы он понял что-нибудь о том, что является истинным в том, чтобы быть человеком, или о Божьем сердце, и передал бы что-нибудь из этого в мир, это нашло бы отклик - несмотря на него, его проблемы, или, может быть, даже из-за них.

Это глубоко повлияло на меня, когда я начала справляться с послеродовой тревогой и депрессией. В моей предыдущей конструкции это могло означать только то, что я была “Савлом". Я была осаждена мучениями, и Богу пришлось бы двигаться дальше и воздвигать других "Давидов". Я говорю это мимоходом, но это глубоко огорчало меня. Но в то же самое время, когда эта мысль опечалила меня, раздался другой голос, который сказал: "Я раздаю хорошие дары!" В конце концов, я поверила этому голосу. Дух собирался работать во мне и со мной, чтобы сделать что-то из тех же самых вещей, которые огорчали меня.

DT: Мне нравится, как ты это говоришь. И это напоминает мне о том, что Дух охотно, с радостью и многократно даёт нам дары, чтобы мы могли совершать как обычные, так и необычные вещи в нашей жизни. Я нахожу, что история Веселиила является полезным примером того, как Дух действует в нас и через нас, а не вопреки или за пределами реального человечества. Исход 35:30-35 говорит:

«И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу; и способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова; он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу для святилища резчика и искусного ткача, и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани, и ткачей, делающих всякую работу и составляющих искусные ткани».

Господь в этом случае даёт Веселииру Свой Дух, и Господь даёт ему знание ремесла, мудрость, чтобы знать, как использовать это ремесло, навыки мастерства, чтобы выполнить ремесло, и обучающие способности, чтобы наставлять других и таким образом передавать ремесло будущим поколениям. Скажем прямо: это не одно и не другое. Это и особое помазание для конкретной задачи, и фундаментальный дар для призвания всей жизни.

Есть ли какие-нибудь мысли по этому поводу в свете твоего опыта музыканта?

SG: Да, я помню, как изучала про Веселиила. Бог называет его по имени и говорит: “Я наполнил его Духом Божьим в мудрости... делать художественные рисунки для работы в золоте, серебре и бронзе". Еврейское слово чашаб, "делать", также может быть истолковано как планирование, воображение или мечта. Итак, он воображал о золоте, серебре и бронзе. Какая прекрасная мысль! В то время как один воображает о золоте, другой о цифрах, он - в ритме, она - в ткани, а он - в деталях машин. Я воображаю о мелодиях и текстах, но я не буду винить Бога за все мои песни! Я буду радоваться, что мне удалось их написать.

DT: Аминь этому! В конце концов, я думаю, что приветствие личности Духа в нашей работе как художников - это привычка, которую мы культивируем, чтобы наша практика присутствия Бога стала “естественной”, а не чем-то, что мы должны “пробуждать” или “вызывать”, как если бы произведение искусства включало в себя заклинательную манипуляцию силой Духа.

SG: Не меньше меня, больше Бога; но вся я, весь Бог — глубокая тайна.

ВЕ: Да, именно так. Красиво сказано.

Сара Гроувс - певица, автор песен и юрист. Сара и её муж Трой управляют уникальным общественным художественным центром Art House North, расположенным в старой церкви, где Сара записала свой последний альбом “Joy of Every Longing Heart (Christmas)”.

Категория: Разное | Просмотров: 580 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/2 | | ИСТОЧНИК |
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Victor • 19:10, 09.09.2020 1
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: помазание, интервью, Искусство, Святой Дух, Творчество
         
     
Книги [2418]
Видео [982]
Аудио [330]
Статьи [2589]
Разное [641]
Библия [305]
Израиль [301]
Новости [576]
История [714]
Картинки [383]
MorningStar [1236]
Популярное [199]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [882]
Миссионерство [325]
It's Supernatural! [752]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 46
500

Онлайн всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
rruclan


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024