Эта фраза появляется только в евангелии от Матфея; она идёт сразу же после речи о браке и разводе. Когда Господь исключил возможность избавиться от жён через развод, ученики предположили, что в таком случае лучше не жениться. На это Он ответил: «не все вмещают слово сие, но кому дано» (Матфея 19:11). Это значит, что только те могут успешно жить безбрачной жизнью, кто принял этот дар безбрачия/целибата. Этот контекст показывает, как нижеследующая отсылка на евнухов должна быть понята; она определённо показывает, как Матфей понял это.
Это высказывание, воспроизведённое Матфеем, содержит три части. Первые две не представляют проблемы. Некоторые мужчины рождены евнухами, а другие «оскоплены от людей», что не было необычной практикой в древнем Ближнем Востоке. Трудность в третьей части: что значит сделать себя самого евнухом «для Царства Небесного»?
Известно, что один из знаменитых богословов ранней церкви, Ориген (185-254), принял эти слова с буквальной серьёзностью в пылкой молодости и произвёл эту операцию на себе. Позже он стал понимать лучше; в своём комментарии на евангелие от Матфея он отвергает буквальное истолкование этих слов, в то время признавая, что он однажды так сделал, и говорит, что их должно понимать духовно, а не «по плоти и букве».
Что тогда Иисус имел ввиду? Эти слова нельзя воспринимать буквально как и Его слова об отрезании руки или ноги или вырывании глаза, которые ведут ко греху. В еврейской культуре, в которой Он жил и учил, брак был общепринятой нормой и безбрачие не поддерживалось с уважением, что позже стало пользоваться во многих частях церкви. Такие люди как Иоанн Креститель и Сам Христос должны были отвергнуть комфорт брака и семейной жизни, что могло вызывать недоумение, и здесь Иисус отвечает на этот невысказанный вопрос. Некоторые мужчины и женщины воздерживались от брака, чтобы посвятить себя больше целям Царства Небесного. Женившийся мужчина имеет ответственность перед своей женой и детьми; они – его главное внимание. Иисус обозначил Своё отношение к семейным узам, в которых он был рождён, когда сказал, что всякий, кто исполняет волю Божью, тот Его брат, сестра и мать (Марка 3:35). Люди, которые предали себя бремени Небесного Царства, о котором Он говорил, составляют Его настоящую семью. Отсюда вытекает, что брак и воспитание детей ограничивали бы Его посвящение служению, к которому Он был призван.
В то же самое время Иисус ясно дал понять, что лишь немногие среди Его последователей могут «вместить» это: для большинства из них брак и семейная жизнь должны быть нормой.
Двадцать пять лет спустя, то же самое учение было повторено на другом языке Павлом. Павел находил для себя безбрачный образ жизни близким, но он знал, что последствия могут быть разрушительны, если не призванные к этому попытаются испробовать это. Отсюда его совет для большинства его обращённых: «каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа; каждый имеет своё дарование от Бога» (1 Коринфянам 7:2, 7). Те, кого Бог призвал к безбрачной жизни, получат от Него «дар» безбрачия/целибата – сделают самих себя «скопцами для Царства Небесного».
Hard Sayings of the Bible
|