Послание Иакова
1
1Иаков, слуга Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, раскиданным заграницей [среди язычников в рассеянии]: Приветствие ([a]радоваться)!
2 Воспринимайте с полной радостью, братья мои, когда оказываетесь окруженными или сталкиваетесь с разного рода испытаниями или впадаете в различные искушения.
3 Будьте уверены и понимайте, что эти испытания и проверки вашей веры выявляют выносливость и твёрдость и терпение.
4 Но пусть выносливость и твёрдость и терпение отыграют до конца и проведут всю работу, так чтобы вы могли быть [людьми] совершенными и полностью развитыми [без дефектов], без всякого недостатка.
5 Если кому-то из вас недостаёт мудрости, пусть спросит у [b]дающего Бога [Который даёт] всем свободно и охотно, без упрёка и придирок, и дастся ему.
6 Только это должно быть в вере, чтобы он просил без колебаний (без сомнений). Ибо колеблющийся (сомневающийся) подобен всплеску морской волны, которая развевается туда и сюда и бросается ветром.
7 По правде говоря, пусть такой человек не представляет себе, что получит что-нибудь [что он просит] от Господа,
8 [Ибо такой] человек с двоящимися мыслями (сомневающийся, нерешительный) [является] не твёрдым и ненадёжным и неопределённым во всём [что он думает, чувствует, решает].
9 Пусть брат в смиряющих обстоятельствах славит в своём возвышении [как христианин, призванный к истинным богатствам и наследию Бога],
10 А богатый [должен славить] в состоянии смирения [показывая свою человеческую немощность], потому что он прейдёт как цветок травы.
11 Ибо солнце восходит с опаляющим зноем и иссушает траву; её цвет отпадает и её красота исчезает. Также богатый увянет и умрёт в своих стремлениях.
12 Благословен (счастлив, [c]можно позавидовать) человек, который терпелив под испытаниями и выстаивает под искушениями, ибо когда он выстоит проверку и будет испытан, он получит [как победитель] венец жизни, который Бог обещал любящим Его.
13 Пусть никто не говорит, когда он в искушении, Я искушен Богом; ибо Бог не искушается [тем что является] злом и Сам не искушает никого.
14 Но каждый искушается, когда увлекается, соблазняется и искушается своим собственным злым желанием (похотью, страстями).
15 Затем это злое желание, когда оно зачато, даёт рождение греху, а грех, когда он полностью созрел, приносит смерть.
16 Не заблуждайтесь, братия мои возлюбленные.
17 Всякий добрый дар и всякий совершенный ([d]бесплатный, огромный, полный) дар – свыше; он спускается от Отца всего [что даёт] света, в [сиянии] Котором не может быть никаких изменений [подъёмов или перемен] ни тени от Его поворотов [как при затмении].
18 И это было Его собственное волеизъявление, что Он дал нам рождение [как сынам] через [Его] Слово Истины, чтобы нам быть первыми плодами Его созданий [как образец того, что Он создал посвященное Ему Самому].
19 Поймите [это], братия мои возлюбленные. Пусть всякий человек да будет скор на слышание [готовый слушатель], медлен говорить, медлен обижаться и гневаться.
20 Ибо гнев человека не производит праведности Божьей [желаний и требований].
21 Посему избавьтесь от всякой нечистоты и необузданных выращенных пороков, и в смирённом (мягком, скромном) духе примите и пригласите Слово, которое посаженное и укоренённое [в ваших сердца] содержит силу спасти ваши души.
22 Но будьте исполнителями Слова [повинуйтесь этому посланию], а не слышатели только, обманывающие самих себя [вводя в заблуждение, идя против Истины].
23 Ибо всякий, кто только слушает Слово без повиновения ему и без исполнения его, подобен человеку, который внимательно смотрит на своё [собственное] естественное лицо в зеркале;
24 Он полностью осмотрел себя, а затем отходит и полностью забывает, каков он.
25 Но кто внимательно смотрит в закон совершенный, [закон] свободы, и верен ему и настойчиво смотрит в него, не будучи невнимательным слушателем, который забывает, но активным исполнителем [который повинуется], он будет благословен в своём действии [своей жизни послушания].
26 Если кто-нибудь думает о себе, что он религиозен (благочестивый исполнитель внешнего долга своей веры) и не обуздывает своего языка, но обманывает своё собственное сердце, то религиозное служение такого человека бесполезно (напрасно, бесплодно).
27 Внешнее [e]религиозное почитание [[f]религия, выраженная во внешних действиях], которое чисто и непорочно в глазах Бога Отца есть это: посещать и помогать и заботиться о сиротах и вдовах в их скорбях и нуждах, и хранить себя неосквернённым и незагрязнённым от мира.
Сноски:
a. Буквальный перевод.
b. Буквальный перевод.
c. Alexander Souter, Pocket Lexicon of the Greek New Testament.
d. Marvin Vincent, Word Studies in the New Testament.
e. Robert Jamieson, A.R. Fausset and David Brown, A Commentary on the Old and New Testaments: «Религия по началу заинтересовывает нас о самих себя; потом о других творениях; в её самой высшей стадии, о славе Божьей».
f. G. Abbott-Smith, Manual Greek Lexicon of the New Testament.
2
1 Братья мои, не проявляйте раболепного отношения к людям [не оказывайте предвзятости или пристрастия]. Не [пытайтесь] практиковать веру в Господа Иисуса Христа, [Господа] славы, [и при этом быть снобом]!
2 Ибо если в собрание ваше войдет человек, руки которого украшены перстнями и который одевается в роскошный наряд, и войдет также и бедный [человек] в поношенной одежде,
3 И вы уделите особое внимание одетому в роскошную одежду и скажете ему: «Садись здесь, на почетном месте!», в то время, как бедному [человеку] скажете: «Стань там!» или же «Садись здесь, на полу у моих ног!»
4 То не проводите ли вы разницу среди своих и не становитесь ли критиками и судьями с неправильными мотивами?
5 Послушайте, братья мои возлюбленные: разве не избрал Бог тех, кто беден в глазах мира, чтобы им быть богатыми в вере и в их положении верующих, и чтобы наследовать царство, которое Он обещал любящим Его?
6 Вы же, [наоборот], обидели (оскорбили, обесчестили и выказали свое презрение) бедного. Разве не богатые возвышаются над вами? Не они ли влекут вас в суды?
7 И разве не те, кто клевещут и хулят драгоценное имя, которым вы отличаетесь и называетесь [имя Христа, призванное при крещении]?
8 Если вы [действительно] исполняете царский Закон в соответствии с Писанием: «Возлюби ближнего твоего, как [любишь] самого себя» - то поступаете хорошо. [Лев. 19:18]
9 Но если же проявляете раболепие (предвзятое отношение, пристрастие) к людям, то делаете грех и по Закону становитесь нарушителями и преступниками.
10 Ибо если кто соблюдает Закон [в целом], но спотыкается и нарушает что-то одно [один случай], тот становится виновным [в нарушении] всего.
11 Ибо тот, Кто сказал «Не прелюбодействуй» сказал также и «Не убий». Посему если ты не прелюбодействуешь, но убиваешь, то ты становишься виновным в нарушении [всего] Закона. [Исх. 20:13-14; Втор. 5:17-18]
12 Говорите так и так поступайте, как [должно людям], имеющим быть судимыми по закону свободы [нравственным наставлениям, данными Христом, в особенности касаемо любви].
13 Ибо тому, кто не оказал милости, суд [будет] без милости, но милость [полная радостного доверия] торжествует победоносно над судом.
14 Что пользы (выгоды), братья мои, если кто утверждает, что имеет веру, если при этом он не имеет [добрых] дел, [показывающих ее]? Может ли [такая] вера спасти [его душу]?
15 Если брат или сестра бедно одеты и им не хватает еды на каждый день,
16 И кто-нибудь из вас скажет им: «Всего хорошего! Держите [себя] в тепле и хорошо кушайте» - не дав им необходимого для тела, то что хорошего сделал он?
17 Так и вера, если не имеет дел (поступков и действий послушания для ее поддержания), лишена силы сама по себе (неэффективна, мертва).
18 Но кто-нибудь скажет [вам]: «Ты [говоришь], что имеешь веру, а я имею [хорошие] дела. Так давай же, покажи мне [так называемую] веру без каких-либо [хороших] дел [если сможешь], а я покажу тебе мою веру из [хороших] дел [послушания]».
19 Ты веришь, что Бог един – хорошо делаешь. Демоны тоже верят и вздрагивают [в страхе и ужасе, заставляющем волосы вставать дыбом и кожу стягиваться]!
20 Ты хочешь показать [доказать], глупый (бесполезный, духовно неполноценный) человек, что вера, отделенная от [хороших] дел, бездейственна, неэффективна и бесполезна?
21 Не [своими] ли делами [оказался] оправдан (сделался приемлемым для Бога) наш предок Авраам, когда он возложил на жертвенник своего [собственного] сына Исаака как жертву? [Быт. 22:1-14]
22 Видишь, [его] вера содействовала его делам, и [его] вера была совершенна и достигла наивысшего выражения, [когда он вооружил ее] [хорошими] делами.
23 И [таким образом] исполнилось Писание, говорящее: «Авраам поверил (твердо держался, положился, и доверился) Богу, и это было вменено ему в праведность (соответствие Божьей воле в мыслях и делах), и он был назван другом Божьим». [Быт. 15:6; 2 Пар. 20:7; Ис. 41:8]
24 Видите, человек оправдывается (объявляется праведным перед Богом) через то, что он делает, а не только через веру [через дела послушания также, как и через то, во что верит].
25 Также и Раав, блудница, не [хорошими] ли делами оправдалась (объявлена праведной перед Богом), когда приняла разведчиков (шпионов) и отослала их другой дорогой? [Иис. Нав. 2:1-21]
26 Ибо как человеческое тело без духа безжизненно, так и вера без [ее] дел послушания также мертва.
3
1 Братья мои, не многие [из вас] становитесь учителями ([a] самоучрежденными цензорами, упрекая других), ибо вы знаете, что мы [учителя] будем судимы по высшему стандарту и с великой строгостью [по сравнению с другими людьми; таким образом, мы принимаем на себе великую ответственность и большее осуждение].
2 Ибо все мы часто спотыкаемся, падаем и согрешаем во множестве вещей. Если кто не согрешает в словах [никогда не говорит неправильных вещей], то он человек совершенный с полностью развитым характером, способный контролировать и все тело и обуздывать свою внутреннюю природу.
3 Если мы влагаем удила в рот лошадям, дабы заставить их подчиняться нам, мы можем управлять всем их телом.
4 Подобно и на корабли посмотрите: хотя они и велики и гонимы сильными ветрами, но управляются очень маленьким рулем, куда решит рулевой.
1 Так и язык – маленький член тела, но может хвастаться великими вещами. Посмотри, как много дерева или какой большой лес может воспламенить малая искра!
5 И язык – огонь. [Язык – это] область нечестия, расположенная между нашими членами, загрязняющая и развращающая все тело, воспламеняющая круг жизни (период жизни человеческой природы), будучи сам воспламеняем адом (Геенной).
6 Ибо все виды животных и птиц, и пресмыкающихся, и морских животных могут укрощаться и укрощены человеческой одаренностью (природой).
7 Но человеческий язык никто укротить не может. Он – неугомонное [непослушное, непримиримое] зло, полное смертоносного яда.
8 Им мы благословляем Господа и Отца, и им же мы проклинаем людей, созданных по подобию Божьему!
9 Из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братья мои, так быть.
10 Течет ли из одного источника [одновременно] чистая и горькая вода?
11 Может ли смоковница, братья мои, приносить оливы, или виноградная лоза – смоквы? Так же и соленый источник не может давать чистую воду.
12 Мудр и разумен ли кто из вас? Пусть проявит это в благочестивой жизни, [хороших] делах с [покорным] смирением, [что является отличительной чертой] истинной мудрости.
13 Но если в ваших сердцах вы имеете горькую ревность [зависть] и раздоры (соперничество, эгоизм и тщеславие), то не гордитесь собой, переча и противореча таким образом Истине.
14 Эта [мнимая] истина не та, что снисходит свыше, но истина земная, бездуховная [животная], даже дьявольская (бесовская).
15 Ибо где ревность (зависть) и раздоры (соперничество, эгоизм и тщеславие), там будет также смущение (беспокойство, возмущение, разлад) и все злое и подлое.
16 Но мудрость свыше, во-первых, чиста (не порочна), потом миролюбива, любезна (деликатна и вежлива). [Она желает] приносить плод разуму, полна сострадания и хороших плодов, искренна и прямодушна, беспристрастна и непритворна (свободна от сомнений, колебаний и фальши).
17 А урожай праведности (соответствия Божьей воле в мыслях и делах) - это [плод семени], посеянного в мире и покое теми, кто трудится над миром и покоем [в них самих и в других; этот мир означает согласие и гармонию между людьми, безмятежность в умиротворенном сознании, свободном от страхов, волнующих страстей и моральных конфликтов].
Сноски:
a. John Calvin, cited by Robert Jamieson, A.R. Fausset and David Brown, A Commentary.
4
1 Что приводит вас к раздору (разладу и вражде) и как среди вас порождаются конфликты (ссоры и борьба)? Не от ваших ли вожделений, воюющих в членах вашего тела, они рождаются?
2 Ревнуете и жаждете [того, что есть у других] – и желания ваши не осуществляются; [так что] вы становитесь убийцами. [Ненависть – это то же убийство, в отношении ваших сердец]. Вы сгораете от зависти и злости – и не получаете [удовольствия, удовлетворения и счастья, которого ищете], так что вы боретесь и воюете. Вы не имеете, потому что не просите. [1 Ин. 5:15]
3 [Или же] вы просите [Бога об этом], но все же не получаете, потому что просите с неправильными целями и злыми, эгоистичными мотивами. Вы намереваетесь [когда получите желаемое] употребить это для ваших вожделений.
4 Вы [как] неверные жены [имеющие противозаконные любовные отношения с миром и нарушающие свои брачные обеты Богу]! Разве вы не знаете, что стать другом миру – значит стать врагом Богу? Так что если кто избирает стать другом миру, тот становится врагом Бога.
5 Или же вы полагаете, что напрасно говорит Писание: «Дух, Который Он посели в нас, жаждет по нам, и Он жаждет по Духу [чтобы Он был приглашен] с ревностной любовью?» [Иер. 3:14; Ос.2:19]
6 Но он дает нам все большую и большую благодать [силу Святого Духа, чтобы противостать этой злой склонности и всему остальному]. [Прит. 3:34]
7 Итак покоритесь Богу. Противостаньте дьяволу [твердо станьте против него] – и он убежит от вас.
8 Приблизьтесь к Богу и Он приблизится к вам. [Признайте, что вы] грешники, очистите ваши грязные руки; [осознайте, что вы были неверными] колеблющимися личностями с двоящимися мыслями – и очистите ваши сердца [от духовного прелюбодеяния].
9 [Приблизившись к Богу] глубоко раскайтесь и горюйте, даже плачьте [о вашей неверности]. Да обратится ваш смех в печаль, а веселье – в уныние и искренний стыд [за грехи].
10 Смирите себя [почувствуйте себя незначительными] в присутствии Господа – и Он возвысит вас [Он вознесет вас и сделает ваши жизни значительными].
11 [Мои] братья, не злословьте и не обвиняйте друг друга. Кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит и критикует Закон и судит Закон. Но если вы судите Закон, то вы не исполнитель Закона, но цензор и судья.
12 Один Законодатель и Судья, могущий спасти и погубить [Один, Кто имеет абсолютную силу жизни и смерти]. [Но вы] кто такие, что [решаете] судить ближнего?
13 Теперь послушайте вы, говорящие: «Сегодня или завтра мы поедем в такой-то город и проведем там год, и будем заниматься делами и делать деньги».
14 Вы даже не знаете [и мелочи] о том, что будет завтра. Что есть жизнь ваша? Вы [по сути] не больше, чем струйка пара (клуб дыма, туман) видимый не малое время, а затем исчезающий [в воздухе].
15 Вам следует вместо этого говорить: «Если будет на то Господня воля, то будем живы и сделаем то или это».
16 Вы же [ложно] хвастаетесь в своих предположениях и самомнении. Всякое такое хвастовство неправильно.
17 Итак, если кто знает, что правильно, но не делает этого – для него это грех.
5
1 Послушайте вы, богатые [люди]: плачьте и рыдайте о бедствиях (горе), которое непременно найдёт на вас.
2 Ваше обильное богатство сгнило и разорено, и ваши [многочисленные] одежды изъедены молью.
3 Золото ваше и серебро полностью заржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь. Вы собрали сокровище на последние дни.
4 [Но] посмотрите! [Вот] плата, которую вы удержали обманом у работников, пожавших поля ваши, вопиет [о мщении]; и вопли жнецов дошли до слуха Господа воинств.
5 [Здесь] на земле вы ублажали себя приятным (расточительным) житием в [удовольствиях] потакания собственным желаниям и самоудовлетворению. Откормили сердца ваши на день заклания.
6 Вы осудили и убили праведника (невинного человека), когда он не противился вам.
7 Итак будьте терпеливы, собратья, [пока ждёте] пришествия Господня. Смотрите как земледелец ждёт драгоценной жатвы от земли. [Смотрите как] он хранит терпение [бодрствование], пока получит дождь ранний и поздний.
8 Так и вы должны быть терпеливы. Утвердите сердца ваши [укрепитесь в окончательной определенности], потому что пришествие Господне очень близко.
9 Не жалуйтесь, собратья, друг на друга, чтобы [самим] не быть осужденными. Смотрите! Судья [уже] стоит у дверей.
10 [Как] пример страдания и дурного обращения вместе с терпением, собратья, возьмите пророков, которые говорили во имя Господне [как Его посланники].
11 Вы знаете, как мы называем тех благословенными (счастливыми), кто был твёрд [смог выдержать]. Вы слышали о выносливости Иова и видели конец от Господа [намерение и как Он обильно благословил Его в конце], так как Господь полон жалости и сострадания и нежности и милости.
12 Прежде же всего, собратья мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но пусть ваше «да» будет [просто] «да», а ваше «нет» будет [просто] «нет», дабы вам не согрешить и подпасть под осуждение.
13 Есть ли кто из вас в страдании (дурном обращении, страдании от зла)? Пусть молится. Есть ли кто из вас в радостном сердце? Пусть поёт хвалу [Богу].
14 Болен ли кто из вас? Пусть призовет в церкви старейшин (духовных руководителей). И они пусть помолятся над ним, помазав его маслом во имя Господне.
15 И сия молитва [которая от] веры спасёт больного и восставит его Господь; и если он сделал грехи, простятся ему.
16 Исповедуйтесь друг пред другом в проступках (ваших отклонениях, ваших неправильных шагах, ваших нарушениях, ваших грехах) и молитесь [также] друг за друга, чтобы исцелиться и восстановиться [в духовной целостности ума и сердца]. Ревностная (исходящая из сердца, постоянная) молитва праведного имеет доступ к потрясающей силе [активной в своём действии].
17 Илия был человеком подобный нам [с чувствами, привязанностями и составом как наши]; и он ревностно помолился, чтобы не было дождя, и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. [3 Царств 17:1].
18 И [потом] опять помолился и небеса дали дождь, и земля произрастила плод свой [как обычно]. [3 Царств 18:42-45].
19 [Мои] собратья, если кто из вас уклонится от Истины и впадёт в ошибку и другой [человек] вернёт его [к Богу],
20 Пусть [позже] тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт [его] душу от смерти и покроет множество грехов [[a]обретёт прощение многих грехов сделанных обращённым].
Сноски:
a. Adam Clarke, The Holy Bible with A Commentary и многие другие переводы.